(разбор 15-ти обвинений, возводимых против Иуды)
(окончание)
Тринадцатое обвинение: "коренная ошибка Иуды – чрезмерная строгость”.
Желание положить позорное клеймо на Иуду так велико у автора, что он даже духовную строгость ставит в вину Иуде! Напрашивается сам собою вопрос: почему автор выбрал предметом своих обвинений именно Иуду, а не братьев его и не других святых? На каком основании Иуде ставится в вину духовная строгость? Не было и не может быть такого святого, который не проявлял бы духовной строгости! Ничего духовного нельзя достигнуть, не имея духовной строгости! Христос все делал строго и серьезно: говорил строго (Мф. 9,30); смотрел строго (Мк. 1, 43); запрещал строго (Мк.3,12); приказывал строго (Мк. 5, 43; Лк. 9, 21). Никто не видел Христа веселым и смеющимся. Все Слово Божие учит нас духовной строгости и только один сатана учит слабости, распущенности и мирской веселости (Чис. 25, 12-13; Мф. 3, 7-8; 23, 13-35; Лк. 11, 42-52; Деян. 5, 1-11; 8, 18-20; 13, 6-12; 1 Кор. 5, 1-6 и 13; 1 Тим. 1, 20; 2 Тим. 4, 2; Тит. 1, 13; Еф. 5, 11 и др).
Автор в поучительном тоне и внушительно говорит, что строгость нужно применять только к самому себе. Конечно, кто не согласится с этим доводом: строгость нужно, прежде всего, применять к себе, а потом только к другим. Но почему этот прекрасный совет автор не применил, прежде всего, к себе?: Почему он так строг к другим, да еще к святым? Разве его добрые советы обязательны только для других?
Далее автор статьи утверждает, что строгость не согласуется с духом Евангелия... Какое недоразумение! Проповедник Евангелия и не знает духа Евангелия! Такой большой и сознательный уклон в сторону от основной истины! Духовная строгость как раз и есть дух Евангелия! "Отойди от меня сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16, 23). Что в этом случае проявил Христос: строгость или мягкость?
Христос всегда проявлял строгость при заметном уклонении Своих учеников от истины и от пути в Царство Божие.
Еще большую строгость Христос обнаруживал при проявлении людьми грубых грехов. Увидев однажды в Божьем храме торгашей, Христос взял бич и выгнал всех торгашей из храма (Мф. 21 гл.; Мк. 11 гл.; Лк. 19 гл.). То же самое сделал бы Христос и в наше время с теми религиозными организациями, которые занимаются куплей и продажей благодати Христовой. Христовы ученики должны поступать по примеру своего Учителя, действуя в том же духе, т. е. не проявлять в состоянии лжи, лукавства и лицемерия (Иак. 2, 1-9). Проявляя любовь в духе, Христос никогда не проявлял душевной мягкости. Такие же чувствования повелено проявлять и нам (Фил. 2, 5). Только душевные люди ("рожденные от плоти”), не получившие Духа Божия и не умершие для плоти, проявляют душевные чувства (1 Кор. 2, 14-15; Иуд. 1, 19).
Четырнадцатое обвинение: "Уклонение от Божьего плана, пользуясь своим влиянием между братьями” (в чем состояло уклонение Иуды от Божьего плана автор не указывает).
Вновь совершенно не заслуженное обвинение и клевета. В подтверждение своего взгляда автор приводит совет Иуды братьям: не убивать Иосифа, а продать его в Египет, будто этим советом Иуда нарушил план Божий (Быт. 37, 26-28). Чрез это нелепое утверждение, автор открывает свое невежество в познании Слова Божия. Он не изучил даже буквы Слова по тому вопросу, который так смело взялся обсуждать. Как раз в этом вопросе Иуда поступил точно по Божьей воле, в исполнение предначертанного Им плана. Еще задолго до рождения Иуды, Бог открыл Своему другу Аврааму определение о том, что потомство его будет пришельцами в чужой земле 400 лет и будет порабощаемо и угнетаемо (Быт. 15, 13). Это определение Божье Иуда и привел в исполнение чрез свой совет продать Иосифа. Из слов Иосифа к братьям ясно видно, что Господь Сам допустил продажу Иосифа в Египет, в исполнение предначертанного Им плана: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь... Не вы послали меня сюда, но Бог” (Быт. 45, 5-8).
Вторая духовная цель – совершение Божьих знамений и чудес над фараоном, чтобы и Египтяне познали Господа (Исх. 7, 3-5; 14, 4).
Третья духовная цель – испытание самого Иосифа (Пс. 104, 17-19).
Четвертая причина – личное желание Иуды спасти жизнь Иосифа от руки братьев, так как Иуда знал, что братья так или иначе приведут в исполнение свой злой умысел против Иосифа и, сообразив, решил лучше отправить его в Египет, доверив его жизнь Господу, нежели оставить его среди злоумышляющих братьев (Быт. 37, 26-27).
Кроме того, автор статьи уверяет, что братья Иосифа много пострадали оттого, что Иосиф был продан в Египет (как будто сам Иосиф не страдал от этого?) Пс. 104, 18. Слово Божие повествует нам как раз об обратном, а именно о том, что чрез Иосифа сохранилась жизнь всего Израиля и множества других людей от того страшного голода, который был в то время "по всей земле” и продолжался семь лет (Быт. 45, 5-7 и 20; 50, 20; 41, 57).
Как видим из Святого Писания, Иуда ни в чем не нарушил Божьего плана, наоборот, он действовал во всем согласно воле Божией и по указанию своего сердца, в проявлении любви и сострадания к своему брату.
Пятнадцатое обвинение: ссылаясь на 18 ст., 38 гл. Быт, автор обвиняет Иуду в блуде.
Теперь автор снимает с себя маску мягкого, смиренного человека, боявшегося по "скромности” проявить духовную строгость, переодевается в тогу сурового непогрешимого судьи и выносит свое грозное определение над святым человеком: виновен в разврате... Обвинение падает также и на Самого Бога, Который, по мнению автора, сделал ошибку: вынес Свое определение о святости Иуды, не спросив об этом мнения г. П. Ничтожный человек, берется судить непогрешимость Божественных действий, вмешиваясь в прерогативы Божественной власти! Не считаясь с Божественным определением, автор выносит своё определение.
Служителя господствующих церквей, доходя до таких мест Библии, смысл которых им не открыт, благоговейно обходят это место молчанием, скромно заявляя, что они не понимают этого места. Делается это для сохранения чистоты и святости Святого Писания. Поступок честный, благородный и смиренный, заслуживает всякой похвалы и чести, а "верующий” человек, не понимая духовного содержания Святой Библии, унижает ее авторитет.
Если принять за правило: толковать Библию буквально, т. е. принимать один только внешний смысл, букву, то мы обвиним в разврате всех великих святых ветхого Завета: Авраама, друга Божия, имевшего трех жен; Израиля Божьего избранника, имевшего четырех жен; Моисея, величайшего пророка, имевшего двух жен; Давида, родоначальника духовных царей, имевшего несколько жен, а также и пророков: Исаия, Осия и др. Плотской ум не может проникнуть в дух Слова и в тайны его духовного содержания. Все Святое Писание станет обыкновенной книгой, если смотреть на Библию взглядом плотского ума. Большое преступление совершают пред Богом те лица, которые низводят Св. Библию на степень мирских книг, имеющих одно только буквальное понимание.
Плотской ум лишает Божье Слово жизни, силы, святости и глубины Божественной истины. Дух животворит, а не буква! Буква убивает! "Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь” (Ин. 6, 63). Если молодежи привить взгляды плотского ума: смотреть на Библию, как на историю, ничего не знать кроме мертвящей буквы, то из них в недалеком будущем выйдут твердо убежденные "верующие” атеисты. Плотской ум имеет бесконечное рассуждение, но от этих рассуждений приходит одна только смерть духовная (Рим. 8, 6).
Выясним теперь основной вопрос: как следует понимать все Святое Писание и особенно такие места, духовный смысл которых скрыт, как, например, приведенное место из 38 гл. Быт.
Во-первых, к Библии необходим правильный духовный подход, как к Слову Божию, как к Божьей истине, как к святому Писанию, которое, действительно, написано по откровению от Духа Божия и под Его дивным руководством. В эту истину нужно верить безусловно, без всяких сомнений и без всякой критики, так как эта истина неопровержимым образом доказывается самим Святым Писанием, имеющим силу и жизнь пробуждать людей к новой жизни и давать возможность оставлять старую, греховную. Это великое дело – пробуждение людей к новой жизни – совершается исключительно силой и жизнью Божьего Слова. Люди возрождаются к новой жизни чрез действие Божественного Слова. Этот факт доказывает происхождение Святого Писания от источника Божественной мудрости, имеющей силу возрождать и освобождать (Ин. 8, 32). Как только человеческое сердце уверует в Божье Слово и верой прикоснется к Божественной истине, сердце сразу же получает силу победить старую греховную жизнь и начать новую, чрез покаяние и обращение (Мк. 1, 15). Личный духовный опыт множества подлинно-обращенных душ свидетельствует о могущественной силе и жизни, исходящей от Слова Божия.
"Восхотев, Он родил нас Словом истины, чтобы быть нам некоторым начатком Его созданий” (Иак. 1, 18). "Возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего во век” (1 Петр. 1, 23). "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4, 12). "Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3, 15-17; 2 Петр. 1, 19-20). Проповедник, который не верит в святость и духовное содержание Библии, – не обращен и потому не имеет в себе жизни и силы для живой проповеди. Все подлинно обращенные и возрожденные от Духа Божия, знают духовное содержание Библии и потому не могут сомневаться в истине и святости Св. Писания. Сомнение приходит оттого, что люди не удостоверены в истине чрез личный опыт (Ис. 7, 9).
Во-вторых, "Господь дал нам способность быть служителями Нового Завета не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит” (2 Кор. 3, 6; Рим. 7, 6). На основании этого места Слова Божия никто не имеет права служить букве, т. е. объяснять Святое Писание по внешнему, буквальному смыслу, но только по внутреннему духовному содержанию, иначе мы лишим Божье Слово действующей, животворной силы и святости. Самое существенное и ценное из сущности Слова Божия – дух и жизнь – будет убито буквой и тогда оно не произведет своего Божественного действия на человеческие души: не оживит и не воскресит их из мертвого состояния. Не проповедники оживляют души, но живое и действующее Слово Бога Всемогущего, при живой вере в него (Евр. 4, 12; Втор. 32, 47; Пс. 118, 25, 41 и 50 и Иер. 23, 29). Только познание духовной сущности Божественного Слова делает нас мудрыми и разумными: (Втор. 4, 6; Прит. 9, 10). Те верующие, которые водятся плотским умом, не постигают духовного содержания Святого Писания и потому не имеют ни мудрости, ни разума, ни духовного познания и считают даже безумием духовное познание, так как не могут уразуметь сего (1 Кор. 2, 14-15; Ос. 4, 6; Ис. 42, 19; Зах. 7, 11-12). Всякое духовное познание приходит от Духа Божия: "Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1 Кор. 2, 11). Поэтому не возрожденные от Духа Божия не могут иметь духовного познания (Ин. 14, 26; 16, 13; 2 Пет. 1, 20, 21). Отсутствие Духа Божия – есть основная причина заблуждения верующих, отрицающих духовное познание.
В-третьих, нельзя объяснять Святое Писание плотским умом, без духовного руководства Духа Божия. Верующие, не получившие Духа Божия, водятся только плотским умом, с проявлениями земного знания. На этом основании, не возрожденные от Духа Божия, не должны давать объяснение Святого Писания, так как все Писание духовно, т. е. содержит духовный смысл, который открывает только Дух Божий. По этой причине наш Господь запретил Своим ученикам выходить на служение Словом раньше получения Духа Божия (Лк. 24, 49; Деян. 1, 4) "Который научает и наставляет нас на всякую истину” (Ин. 14, 26; 16, 13; 1 Ин. 2, 20 и 27).
"Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, потому что никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Божиим” (2 Петр. 1, 19-21). "Никто сам собою”, т. е. от плотского ума не должен давать объяснение Слова Божия без руководства Духа Божия. Точное и духовно правильное объяснение дает только Дух Божий, от Которого приходит также и всякое другое духовное познание (в руководстве к духовной жизни).
В четвертых, есть ещё одна причина, почему нельзя без руководства Духа Божия открыть духовное значение Слова Божия. Все, что совершалось с праотцами нашими в ветхом завете "то все были прообразы для нас, достигших последних веков”, о чем определенно говорит нам Слово Божие: "Все это происходило с ними, как образы” (1 Кор. 10, 6 и 11; Евр. 8, 5; 9, 23; 10, 1; Кол. 2, 17-18). А все, что происходит с прообразами, то относится не к самому прообразу, а к тем лицам, обществу или событиям, которые они прообразовали собой.
Духовное значение каждого прообраза знает только Дух Божий, т. е. что именно каждый из них прообразует, к чему он относится и какой его скрытый духовный смысл, так как Дух Божий и давал эти прообразы (2 Петр. 1, 21). Прообразы, ни в каком случае нельзя объяснять буквально, т. е. по внешнему содержанию. Такое объяснение всегда будет неверно.
Апостол Павел дает образец духовного объяснения текста, который имеет закрытый духовный смысл и прообраз. В послании к Гал. 4 гл. от 22 до 31 ст. дается духовное объяснение значению жен Авраама: что они прообразовали собой! Таких объяснений в Слове Божьем много: они даны как образцы для духовных объяснений.
Верующие, ни в каком случае не должны "повреждать” истину Слова Божия, что строго запрещается Святым Писанием (2 Кор. 2, 17). Нельзя извращать духовный смысл и давать другое значение, чем содержит само Слово Божие (Гал. 1, 6-9; Втор. 12, 32; Прит. 30, 5-6; 1 Петр, 4, 11; 1 Кор. 2, 3-5; 2 Кор. 1, 12; 2, 17; 4, 2; 1 Фес. 2, 3-5; 1 Тим. 6, 3-5; Откр. 22, 18).
В пятых, при объяснении Святого Писания необходимо еще знать время и обстоятельства происшедших событий, описанных в Библии.
Возьмем ближайший пример. Автор, разбираемой мною статьи, ссылаясь на буквальный смысл приведенного им текста (38 гл. 18 ст.), обвиняет Иуду в блуде... Обосновано ли это обвинение по Слову Божию? Конечно, нет! Почему нет? Потому что Иуда жил в то время, когда еще не было закона, который установил нравственные границы дозволенного и недозволенного, т. е. нравственные нормы человеческой жизни. Люди того времени не нуждались в писаном законе, так как природа человеческая вначале еще не была так заражена грехом, как в последующее время. Иуда жил приблизительно за 450 лет до установления Синайского закона. До Синайского законодательства никаких законов не существовало, по которым можно было бы судить людей за их поступки. "Грех не вменяется, когда нет закона” (Рим. 5, 13). И до настоящего времени люди, не знающие Божьего закона, судятся не по писаному закону, которого они не знают, а по закону совести, написанному на их сердцах (Рим. 2, 14-15). Таким образом, и по буквальному смыслу нельзя обвинить Иуду в грехе. Кроме приведенного доказательства по буквальному смыслу, есть еще духовное доказательство к опровержению обвинения. Иуда прообразует своею жизнью все свое колено, в духовном понимании каждого случая, поэтому не может быть и речи о применении к упомянутому тексту буквального смысла, хотя и по буквальному смыслу, как я уже доказал, нельзя вывести обвинения против Иуды. Как Иуда, так и весь Израиль, прообразуют собою обращено верующих людей, из всех народов (по индивидуальности 12 колен) (Ис. 43, 5-9; Иез. 47, 22-23; Рим. 2, 28-29; 9, 6-7; Откр. 2, 9; 3, 9). Конечно, здесь не разумеются какие либо греховные проявления, но только отличительные особенности, качества и обетования каждого колена. Когда дается духовное объяснение какого-либо места Слова Божия (и его прообразов), тогда исчезает всякая тень греховности. В духовной области нет человеческих понятий (1 Кор. 2, 15-16). "Лукавые подозрения приходят от поврежденного ума, чуждого истины” (1 Тим. 6, 3-5).
В-шестых, чтобы открыть духовную глубину и духовное значение Святого Писания, необходимо иметь духовные ключи, которые свободно открывают трудные, т. е. закрытые места Слова Божия, углубляя его духовный смысл в применении к личной жизни. Таких ключей в Слове Божием много, особенно в книге "Притчи” и "Иова”. Каждый ключ имеет свое особое назначение и другой, отличный от других, духовный смысл, который открывает только Дух Божий. Плотским умом нельзя дойти до глубины духовного познания. Если верующий человек будет просить Господа открыть ему духовное значение ключей, то Господь и сделает это, при условии – навсегда отказаться от рассуждений плотского ума, т. е. от воображения. Верующий человек не смеет водиться воображением, но только руководством Духа Божия. Но чтобы быть руководимым Духом Божиим, нужно возродиться от Духа Божия. "Должно вам родиться свыше” (Ин. 3, 7). Не рожденный от Духа не войдет в Царство Божие (Ин. 3,3 и 5). Многие верующие, не различая обращения от возрождения от Духа Божия, попадают под водительство своего воображения или своего духа (Иез. 13, 3), а чрез это ложно-духовное состояние попадают под власть сатаны и гибнут. Один из главных духовных ключей открыл нам Христос (Лк. 12, 51-53; Мф. 10, 35-36). "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех: отец будет против сына и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей и невестка против свекрови своей”.
Ключ этот применим к таким местам Слова Божия, как 38 гл. Быт., где скрыт духовный смысл. Для объяснения необходимо каждое слова Христа, из приведенного текста, понять духовно, особенно значение слов: отец, мать, сын, дочь, свекровь, невестка. Также духовное значение слов: "пятеро в одном доме”.
1. Почему ни больше и не меньше членов? Мы знаем из действительной жизни, что в земных домах и семьях бывает больше и меньше членов семьи, Христос же говорит только о пяти? По счету же выходит шесть! И не упоминается жена, которая есть в каждом доме.
2. Почему происходит разделение: трех против двух и двух против трех? Кто против кого разделяется и по какой причине? Разрешение этих вопросов помогает найти духовный смысл. Кто поймёт духовное значение приведенных слов Христа, тому откроется духовный смысл многочисленных текстов Святого Писания, где упоминаются слова: отец, мать, сын, дочь и т. д. В настоящей статье я не смею дать духовное объяснение Слова Божия, так как это противоречит повелению нашего Господа (Мф. 7, 6; 2 Тим. 2, 2). "Не всем дано знать тайны Царства Божия” (Мф. 13, 11-15; Лк. 8, 10). Я имею разрешение указать только путь к объяснению духовного содержания Святого Писания. По указанному пути дойти до духовного познания может каждый подлинно обращенный, чрез возрождение от Духа Божия. Верующие люди должны строго оберегать чистоту, святость и истину Святого Писания и ни в коем случае не читать литературы модернистов, отрицающих духовный смысл и духовные основы Слова Божия, а также подрывающих авторитет Божественной Личности нашего Спасителя. Божественный свет, воссиявший из славного колена Иуды, не в силах потушить духовно-бессознательный модернизм (?). Эта гордая змея, высоко поднявшая свою позорную голову против Христа и истины Его Слова, будет поражена острым мечем Слова Самого Агнца (Откр. 19, 11-21).
В наше время много таких учителей, которые не разумеют ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1, 7). "Уклонились в пустословие”, делают одни только фразы: без духовной логики, без духовного познания и без всякого личного духовного опыта. Нет никакой разницы между мирскими религиозными писателями и верующими: ни те, ни другие не имеют духовного опыта, ни духовного познания. Все их познание состоит только в построении красивых фраз, а для духовного возрастания верующих нужны не фразы, а необходим духовный опыт и духовное познание (Ос. 4, 6; Кол. 1, 9-10), так как духовный рост идет только чрез духовное познание, а фразы ничего духовного не дают, как бы красивы они не были. "Буква убивает”...
Теперь последний вопрос: имеет ли г. П. оправдание за кощунственное содержание своей статьи, как верующий человек? Если г. П. открыто сознается в своем невежестве относительно познания Слова Божия, тогда, конечно, он будет иметь извинение за искреннее сознание, так как все люди могут заблуждаться, а если он допустил свой поступок со злым намерением – опорочить Иуду и положить позорное пятно на все его колено, из которого воссиял наш Господь, тогда он не имеет извинения, так как является противником Божественной истины и личным врагом Иуды, а "враждующие против Иуды будут истреблены” (Ис. 11,13; Авд. 12 и 15ст.), потому что от Иудеев пришло спасение для всех нас, сказал Христос (Ин. 4, 22). И Сам Христос тоже Иудей.
Заключение
Настоящий критический разбор я написал с духовными целями: во-первых, чтобы защитить поруганную истину Святого Писания. Во-вторых, выяснить духовную глубину и духовное значение Святой Библии. В-третьих, дать серьезным верующим возможность, чрез анализ этой статьи, самим разбираться в религиозных и духовных вопросах. И, в-четвертых, показать верующим с какой духовной строгостью нужно относиться к религиозным статьям, чтобы не принять ложное направление, ложное учение и чуждый Христу дух, так как статьи с религиозным содержанием, необоснованные на Слове Божием, приносят большой духовный вред. Если принять взгляды и учение, противоречащие истине Святого Писания, то мы сразу же потеряем благодать Христову и рост духовный прекратится. Наш Господь дал повеление строго наблюдать: что мы слышим и как мы слышим (Мк. 4, 24; Лк. 8, 18).
У верующих все должно быть строго обосновано на Святом Писании, не смеет быть никаких отступлений и уступок в этом важном и основном вопросе. Все, что противоречит Святому Писанию, есть ложь и заблуждение. Всякое нарушение и повреждение всего Святого Писания или отдельных его истин приходит от сатаны: "Всякий преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога” (2 Ин. 9-11).
"Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 7-9).
М. Смирнов |