Лук. 7 гл.
(продолжение)
Христос вскрывает фарисею его личное состояние в ответ на его утаённые сомнения и осуждение. Христос проводит глубоко-психологическое, наглядное сравнение отношений к себе фарисея и грешницы. Господь даёт понять горделивому фарисею, насколько выше его – эта презренная им, осудившая себя грешница. Не считаясь с самолюбием и гордостью фарисея, Христос при всех вскрывает его состояние и указывает ему, что он не соблюл даже простого обычая, принятого у Израиля: оказывать уважение своим гостям, приветствуя их целованием и умывая им ноги. Оказать Иисусу эту честь, как гостю, было ниже его фарисейского достоинства!
Пригласив Христа, фарисей ни в чём не смиряет своей личности перед Ним: он боится уронить своё достоинство как фарисея и как хозяина дома. Он не уверен в личности своего Гостя, не доверяет Ему и не открывает Ему своего сердца. Напротив, он критически наблюдает и отмечает не в пользу своего Гостя, что Он не разбирается даже в том, какая грязная грешница прикасается к Нему и решает, что Он даже не пророк, а просто «учитель». На вопрос Христа он с достоинством настоящего фарисея, благосклонно даёт Христу разрешение высказаться: «Скажи, учитель!» Другими словами: «Я посмотрю, что Ты скажешь…» Фарисей далёк духовно от всего, что происходило на его глазах. Совершилось великое чудо: перерождение грешницы, возродившейся для новой, святой жизни – и он этого не видел!
Подвижник внешнего благочестия глух и слеп для всего духовного и внутреннего! Христос открывает результат живой веры грешницы и результаты мёртвой веры фарисея, ублажающего себя в своей праведности: «Поэтому сказываю тебе: прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».
Христос объясняет фарисею духовный закон прощения: оно даётся по мере живой веры, действующей в нас любовью ко Христу. По этой причине все имеющие мёртвую веру не получают от Христа свидетельства о прощении грехов прошедшей их жизни, так как у них нет действий живой веры: нет истиннаго, полного покаяния и нет любви ко Христу!
Несмотря на то, что Христос вошёл в дом фарисея и говорил с ним, фарисей ни в чем не проявляет живой веры в делах любви. Он остаётся верен самому себе и не роняет своего фарисейского величия. Живая вера грешницы перерождает её путём покаяния и живой любви ко Христу: она отдаёт Христу своё сердце и слагает своё греховное бремя к ногам Христа. Христос обращается к ней и говорит: «прощаются тебе грехи твои, вера твоя спасла тебя, иди с миром». Христос открывает, что живая вера, проявившая себя в глубоком покаянии, обращении и особенно в любви ко Христу спасает женщину: она пришла великой грешницей и ушла оправданная, спасённая и с великим миром, полученным непосредственно от Христа. Живая вера Закхея и этой женщины привела их внутренно ко Христу и встреча их со Христом была духовная. Закхей перестал быть Закхеем: он стал христианином в подлинном смысле слова. Желая исправить всю вину перед ближними, он проявил щедрое милосердие к ближним исключительно из любви ко Христу. Женщина из грешницы стала ученицей Христа: у ног Иисуса она познала истинный путь и лобзаниями ног Христа, всё больше и больше погружаясь в глубину Его Духа и в сущность Его пути. Проявления ея любви были символом того, что переживала эта женщина внутри себя от встречи с Живым Христом.
Закхей и грешница, встретившись с Иисусом, узнали в Нём Живого Христа, приняли Его в сердце и спаслись живой верой, оставшись навсегда в живом, духовном общении со Христом. «Никто не похитит их их руки Моей!» (Иоанн.10.28). Фарисей не узнаёт Живого Христа. Хотя Он и был в его доме. Христос не отказал ему в этой великой чести, но фарисей даже усумнился в Его призвании и смотрел на Него только как на земного учителя. Он пригласил Христа, как видно из его приёма и поведения, больше из любопытства, чем из уважения: он хотел составить о Нём личное мнение и поэтому наблюдал.
Точно также поступают и все имеющие мёртвую веру: они только внешним образом приглашают Христа в свой дом, ради личных целей, а иногда просто из интереса и различных выгод, но внутрь – в сердце – они не принимают Христа: не приносят покаяния и не изменяют образа прежней, греховной жизни. Христос открывает фарисею, что Он не только видит, как пророк, кто эта женщина, но, как Сын Божий, Он знает всё, что тайно
происходит в сердце этой женщины и больше: Он знает и скрытыя мысли самого фарисея и отвечает ему на его тайные вопросы и возмущение.
Христос даёт фарисею возможность убедиться в своей личности: Он открывается фарисею Живым, Действующим, Всеведущим, Проникающим внутрь в сокровенное души, Прощающим грехи и Имеющим власть сообщать мир… но фарисей, как столб, спокойно продолжает возлежать и невозмутимо выслушивает, точно речь шла о погоде, а не о состоянии его собственной души…
Когда я читала впервые это место, я ожидала, что фарисей сокрушится под действием Божественного взгляда, бросится с рыданиями к ногам Спасителя и скажет: « вижу, что Ты – Сын Божий, прости меня!» Но фарисей как видим, не трогается с места: он сам закрывает своё сердце для оживотворяющих действий Христа. Фарисей мёртв! Даже живое слово Самого Христа его не трогает! Пригласив Христа из любопытства на короткое время вкусить с ним пищи, фарисей остаётся внутренно на почтительном расстоянии от Христа. Имея только внешнее общение с Живым Христом, фарисей в духе противодействует Ему и потому остаётся мёртвым и одиноким.
Участь фарисея – участь всех, имеющих мёртвую холодную и безплодную веру. Такие люди имеют отрицательное отношение ко всему духовно-реальному, живому, внутреннему, как этот фарисей. Они духовно слепы и глухи. Вследствие этого, мёртво-верующие (фарисейскаго типа) отрицают воможность духовных переживаний и получения ответов и откровений от Господа в наши дни. Не понимают они и открытаго водительства Духа Божия. Их религиозно-атеистическое миросозерцание создаёт понятие о Боге, сила Котораго изсякла.
Духовно мертвые и Бога делают мёртвым!
Н. Н. Щербакова-Смирнова .
(продолжение следует) |