(продолжение).
Лук.24:5.
Понятно отрицательное мертвящее отношение верующих (фарисейского типа) ко всему духовному: признать возможность чисто духовной жизни и духовного общения с Богом значило бы для них открыто сознаться в своём личном духовном банкротстве, чего не позволяют их самолюбие, тщеславие и гордость. Вращаясь одно время в кругу таких верующих, я познакомилась с целым рядом фарисеев и поняла этот тип. Называясь верующими и проповедуя о Живом Христе, фарисеи никогда духовно не ощущают присутствие Христа, когда Он действительно присутствует в духе среди истинно верующих. Духовная нечувствительность, тупость и мёртвость духа тех верующих – поразительны. Ещё более удивительны настойчивость и упрямство фарисеев в проведении своих мёртвых учений в жизнь, выдавая их за учение Христа и свой личный путь – за путь Христов, доказывая это словами, а не делами! Мне пришлось быть свидетельницей, как такому фарисею хотели привить духовное и спасти его силою Живого Христа. Христос открывал ему, как и вышеназванному фарисею, Свои действия, вскрывая его подлинное состояние , скрытое от людей, но всё было напрасно: он не знал, как освободиться от обличений и, озлоблённый тем, что его вывели на свет, стал гонителем истинно – верующих, включительно до самой низкой клеветы.
На обращение людей из мира есть надежда, но вывести мёртво верующих из их тупика весьма трудно. Даже Христос не мог изменить природы фарисея, который, будучи свидетелем духовного перерождения грешницы у ног Иисуса, ничему не поверил и остался объективным зрителем и критиком недоступной для него духовной области.
В этом духовном направлении Христос открывает глубокую тайну, которая станет явной в день суда: «первые (которые сами считают себя за таковых) окажутся последними, а последние – первыми» Мф. 19:30. К типу этих «последних» принадлежат: мытарь, который не смел поднять глаз к небу – так глубоко было в нём сознание своей греховности, Закхей, осмелившийся только с дерева посмотреть на своего Господа и отдавшего половину своего имения, чтобы уменьшить добрыми делами глубину своей вины перед Богом и грешница, подошедшая к своему Спасителю сзади и проливавшая у ног своего Учителя потоки покаянных слёз. Христос произведёт суд и отделит живых от мёртвых: Он осудит всех, кто не проявил плодов живой веры, дел любви и милосердия: Мф.25:40-46. Живых в вере будут сопровождать в вечность дела любви, которые явятся самым верным доказательством, что эти души были омыты Кровью Агнца и жили Христовой жизнью. Мф.25:34-40.
Верно, что наше оправдание не от наших дел, а даруется нам ценой Голгофской жертвы, при полном покаянии и обращении.
Но полученное таким путём оправдание Кровью Христа несёт с собой живые плоды Христовой жизни, открывающейся в нас с того момента получения свидетельства о прощении нам грехов нашей прошедшей жизни в миру.
«Хочешь знать неосновательный человек, что вера без дел мертва… Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Иак.2:20 и 26. – глубоко психологически отмечает ап. Иаков.
Если дерево не имеет в себе жизни, то оно и не может приносить плодов.
Люди мёртвой веры не имеют истиннаго, духовнаго основания в своём пути и жизни – отсюда они духовно пусты. Духовным основанием является живая вера – не теоретическая, не абстрактная и не умственная и не в чувствах, а вера, пришедшая от Бога, когда человек открывает своё сердце в покаянии пред Богом. Мр.1:15. Живая вера отличается от мёртвой делами – духовными результатами, служащими доказательствами присутствия жизни Христовой. Христос повелевает категорически: «Имейте веру Божию!» Мр.11:23. Этим повеление Христос предостерегает нас всех от человеческой воображаемой, а потому и мёртвой веры. Вера должна быть так насыщена доверием к Богу, чтобы воспринимая Божественную сущность, стать живой!
Какими духовными действиями можно достигнуть живой веры? Христос открывает: «покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Евангелие означает – благая весть спасения.) Мр.1:15. Этими словами всё сказано!
Истинной вере от Бога (Мр.11:23) должно предшествовать покаяние. Необходимо сначала принести полное покаяние и сделать коренное решение оставить прежний мирской, греховный образ жизни, тогда откроется в нас живая вера от Бога. Предметом истинной веры не могут быть человеческия религиозныя учения! Верой от Бога открывается в сердце вера в Живого Христа, в Его Голгофскую жертву, в силу Его Крови, в истину Слова Божьего и в реальность всего подлинно-духовнаго. Вера от Бога – живая: она лежит в основании всей последующей жизни во Христе и заполняет собою всё наше бытие.
Живая вера перерождает человека, как мы видели при духовном анализе переживаний Закхея и грешницы. ( См. предыдущие номера «Солнца Жизни»)
Всё Слово Божие полно повествований о живых верующих, дела которых и верность Господу служат и сегодня для нас уроком и примером. Все патриархи ветхаго завета доказали делами жизнь веры. Самая сущность и ценность живой веры в действиях и проявлениях любви – «вера действующая любовью»… поясняет нам Слово Божие (Гал.5:6). «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, (т.е. отец всех истинно верующих) возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» Иак.2:21-22.
Ап.Иаков, духовный руководитель церквей Христовых, открывает нам, что живая вера Авраама содействовала его делам, т.е. была двигателем к постоянному духовному действованию в вере. С другой стороны и дела живой веры, всё более утверждаясь в Боге, доводят и саму веру до такого совершенства, что духовное общение Авраама с Богом переходит из области веры – в живую, духовную действительность: Бог является Аврааму и говорит с ним. Быт.17:1. Авраам достигает полнаго духовнаго познания и глубины духовнаго общения с Богом. К этой духовной цели стремятся все подвижники истинной веры – всех времён.
Христос отдал Себя в жертву, чтобы чрез Себя вновь открыть человечеству возможность вернуться к Богу и достигать во Христе живого общения с Богом. Возможность эта открывается исключительно путём живой веры.
Живая вера есть – твёрдая уверенность в невидимом. Евр. 11:1. Невидимая физическими глазами духовная действительность всего Божественного посредством живой веры становится для нас духовно видимой чрез Христа, открывающаго в нас, после покаяния, эту дивную способность веры.
Духовный анализ живой веры открывает ея отличительныя свойства: прежде всего, она исходит от Бога и приходит в сердце, а не в голову человека после покаяния. Вера живая действует во внутренней жизни покаявшейся души и доводит её до полнаго отречения от всего личнаго и приводит душу к духовной встречи со Христом и продолжает действовать на протяжении всей жизни, если душа остаётся верной Господу.
Живая вера полагается единственно на Бога. Она во всех направлениях духовно действенна: ея уверенность и упование исключительно в Боге.
Душа, движимая живой верой, не надеется на себя, не надеется на людей, независимо от их звания и положения. Ни средства, ни условия, ни обстоятельства не изменяют отношений живой веры к Богу - она всегда взирает на Христа.
Живая вера свободна от всего земного: она может всё раздать и, отдавая последнее, она ничуть не сомневается в помощи Всемогущаго Бога. Живая вера духовно созидает и духовно оживотворяет всю нашу внутреннюю духовную жизнь, доводя её до открытого общения со Христом. Вера живая уничтожает одиночество души, держа её постоянно в общении с Господом. Близость и реальность присутствия Живого Христа воспринимается исключительно живой верой.
Безнадёжность, потеря смысла и цели жизни – отчаяние – всё это навсегда исключается из жизни живой веры. Живая вера заполняет жизнь любовью и доверием к Господу: она удаляет все сомнения, все колебания немощной души, всё более утверждая её в духовном пути. Живая вера научает нас нести с радостью сначала личный крест, а затем нести и крест нашего Господа. Живой верой мы всё глубже приобщаемся к Божественной сущности нашего Спасителя и в нём получаем силу идти Его крестным путём. Живая вера устанавливает нашу постоянную и непрерывную зависимость от Христа и мы постепенно научаемся жить не своей, отдельной от Христа самоуверенной жизнью, полной плотских и душевных проявлений, но начинаем жить жизнью, в которой «всё и во всём Христос» Кол.3:11. Живая вера приводит всех истинно верующих к единству веры чрез общение этих душ с Живым Христом. Гал.3:28. Живая вера сообщает истинным последователям Христа живое Слово от Господа, действующее как меч, обнаруживая сердечные помышления и намерения, вскрывая внутреннее подлинное состояние души, приводя её чрез глубокое покаяние к личной, непосредственной встрече в духе со Христом.
(продолжение следует).
Наталия Смирнова-Щербакова.
Духовные афоризмы: Голова – непосредственный мост в ад, в сердце – путь к жизни. Всё, что приходит от человека – теряется; то, что приходит от Бога – пребывает вечно.
Духовный закон: Божьи работники получают духовной власти постолько, посколько они вмещают в себе доверия к Богу.
Наталия Смирнова . |