( С эстонскаго ) Прошу глубокоуважаемую редакцию "Elu-Paike" отпечатать мои светлыя впечатления
Воскресают предо мною светлые, праздничные впечатления от духовного собрания (на эстонском языке), устроенного Союзом «Единение во Христе».
Светло и тепло на сердце! Ясно ощущается близость Живого Христа и нет никакого сомнения в искренности и полном отречении собравшихся членов «Единения во Христе». Смотря на их строгие лица, сосредоточенное состояние, становится ясно: да, таким братьям не подходит быть бритым, *) они должны быть похожи на учеников Христа.
Председатель Союза, брат средних лет, точно сошел с картины Васнецова – это тип подвижника. Понятны длинные, скромные платья и покрывала, белыми воскрылиями отделяющие сестер «Единение во Христе» от прочих женщин. Гармонично и духовно строго общее впечатление. Братья разместились вместе и отдельно от сестер. Среди собравшихся мирских слушателей слышен тихий вопрос: «а где г-жа Смирнова?» Большая часть присутствующих знала старшую сестру Союза только по ее духовным статьям и музыкальным стихотворениям в «Elu-Paike»**). Стараются определить. Председатель Союза брат Филипп Элустус придает собранию теплый и семейный характер, представив и познакомив собравшихся с членами Союза. Собрание открывается горячей и искренней молитвой с. Смирновой: она молится за Эстонию, за правительство и просит обильных благословений у Господу на всю нашу страну; молится о страждущих, несчастных, о всех нуждающихся, о пришедших, жаждущих душах. Чувствуется ясно, что эта молитва восходит в небо. Затем, сестра произносит вступительное слово и освещает все те духовные, высоко идеальные основы подлинной, братской любви, которые отличают «Единение во Христе» от всех других организаций свободно верующих.
Пение, скрипка, рояль и стильная, строгая декламация стихотворений Н. Смирновой украшают духовное собрание. Большая часть присутствующих следит по художественным программам, в заглавии которых написано: «У ног Иисуса» - и это так просто и сердечно.
Пламенное слово, зажженное Духом Божьим, глубокое духовное познание и ясное объяснение Христова пути открывают в проповеднице сестре Н. Смирновой ученицу Христа. Все, что пришлось слышать от завистливых... все эти темные предостережения «под секретом» отступили назад, образуя резкий фон... и на этом черном фоне, низкой, человеческой клеветы, тем ярче выступают простые, искренние души «Единения во Христе». Сестра Н. Смирнова свидетельствует в своей проповеди: «Я – это тень, ничто и прах, полное ничтожество, а, если вы видите свет и ваши сердца воспринимают свет и истину, то это – присутствие Христа! Все, что в нас есть светлого и доброго – это не наше – это Христово, а что есть теневого – это мы сами». Вот этому следовало бы поучиться все, а именно: следует проповедовать Христа, а не себя!
Вспомнил я замечание одного видного проповедника: «Я не могу согласится с тем, что в Единение во Христе» имеет такое значение сестра Н. Смирнова». Интересная проблема: почему проповедники не хотят согласиться с тем, что Христос может выслать на духовную работу и Свою ученицу? Знаем все, что воскресший Христос явился прежде всех Марии и послал ее к ученикам с вестью о Своем воскресении. Не принадлежит ли, вообще, это духовное право открывать живую истину воскресения не проповедникам, а ученицам Христа? Не нужно ли для этого подлинное смирение, которого так мало в проповедниках?
Между тем, сердце горело и ощущало присутствие Живого Христа – чем это объясняется? Сестра Н.Смирнова имеет удивительное качество: выставить слово впереди себя и самой скрыться. Хотя я и мирской человек, но скажу, что это именно и нужно проповеднику. И не все ли равно, чрез кого Христос хочет открыть Себя нам: чрез проповедника или сестру? Я понимаю так, что раз во Христе нет мужского и женского пола, а Слово Божие есть – истина, то и различия этого делать во Христе нельзя. Не показывают ли те, которые подчеркивают различие соответственно полу, что они сами еще не дошли до духовного, чистого братства во Христе, где пол не может уже иметь значения? Думаю также, что кто дорос до духовного, того не может раздражать и беспокоить избрание Самого Христа. Не так ли ?
Посещая различные религиозные собрания, меня поразило в проповеди сестры Н.Смирновой внутренняя логика и глубокое духовное познание истин. Признаться, я этого не ожидал от женщины и, что меня еще более поразило это то, что сестра Н. Смирнова говорила по вдохновению свыше; это вне всякого сомнения, что речь ее была свободна и не подготовлена. Выражаясь психологически: она жила в открываемом ей слове и слово это лилось к ней свыше – она его только передавала. С такой формой проповеди мы еще не знакомы. Разрешался сестрой ряд глубоких проблем на тему: «Бог есть любовь». Обыкновенно, очень трудно вспомнить проповедь, хотя бы и сказанную проповедником с подготовкой. Здесь истина укладывалась в логическом порядке, не смешиваясь, свободно вытекая одна из другой.
Первая на очереди была проблема: Христос открывает Бога, а с другой – Бога никто никогда не видел. Затем следовал анализ состояния тех душ, которые Бога не могут видеть, но которым Христос открывает Отца. Давалось понятие о различии Божьей твари от Божьего творения – человека. Духовным примером сестра Н. Смирнова привела Ап. Филиппа, просившего Христа показать ему Отца и ответ Христа, что видевший Его – видел Отца. Глубоко духовное заключение на основании слов Христа: «Значит, Филипп не познал еще духовной сущности Христа, не видел Его и не знал Его, несмотря на то, что он был со Христом. Так бывает и со многими верующими: они не знают Живого Христа, а поэтому не знают и Отца, и без всякого духовного основания считают себя верующими». Затем следовало разрешение проблемы о сущности Бога, как любви, и сущности Христа. Отсечено было основное в Божественной сущности любви: отречение и страдание. Бог первый дал пример отречения в любви, послав Сына в жертву за грехи человечества. Это понятие совсем новое. Сущность Сына была открыта, как совершенная воля Бога – единственная, которая могла осуществить Божью любовь на земле, отдав Себя в жертву. Сущность Христа была открыта в Его любви, проявившейся в страданиях за человечество. Далее следовал глубочайший анализ Божьей и человеческой любви. Было выяснено, что «первоисточник Божественной любви в Боге; изливается она в сердца обращенных чрез Духа Божия и приносит во Христе духовные плоды. Человеческая любовь нарождается в чувствах, питается страстями и передается телу». Ни от кого и никогда я не слышал таких глубочайших определений. Анализ различия Божественной и человеческой любви превзошел все мои ожидания. Сестра Н.Смирнова провела и глубочайший анализ подлинного страдания, как действия Божественной любви, и отличие его от мучений человеческих, которые не достойны называться страданием. В проповеди была открыта духовная причина, по которой верующий, называющие сами себя детьми Божьими, грешат и грешат без конца, не брезгая ни клеветой, ни ложью.
Сестра Н.Смирнова пояснила, что только рожденный от Бога не грешит (I Иоан. 5, 18), т.е. рожденный от Божественной любви. Сестра подробно остановилась на выяснении этой самой главной проблемы в жизни современных верующих, которую, однако, никто из проповедников разрешить не мог. Были определенны точно духовно и пути, которыми человечество ищет спасения: внешние люди путем надежды на Христа и Его жертву надеются спастись милостью. Истинно верующие ищут своего спасения путем живой веры, чрез подлинное покаяние и обращение, а рожденный от Духа путем совершенствования в страдающей любви, следуя за Христом в полном отречении.
Да, такое тонкое, точное и глубокое духовное разграничение сделала женщина! Кто может из братьев запретить духовное служение такой сестре, которой Сам Господь дает и служение и познание? Я искренно сожалею, что не мог всего запомнить. Я посмотрел на слушателей: понимают ли они те глубины, которые были открыты Господом чрез Его немощный сосуд? Видно было по лицам, что их сердца, как губки впитывали в себя живую воду. Они с полным вниманием слушали, боясь потерять хоть одно слово, несмотря на то, что собрание длилось почти четыре часа. Невольно вспомнилось, как Христос совершил чудо и напитал толпу. Жаль, очень жаль, что не весь город собрался сюда, чтобы послушать о вечных истинах жизни. Одно только неприятно меня удивило и глубоко возмутило, как мирского, но честного человека: скрываясь за спиной слушателей, несколько лиц из других религиозных организаций, вели быструю запись всей проповеди сестры Н. Смирновой. Невольно мелькнула мысль: с одной стороны не знают, что выдумать из зависти на членов «Единение во Христе», только бы их унизить, а с другой: каждое слово подхватывается и духовные драгоценности воровски уносятся с собрания в свою пустую сокровищницу! И здесь они сумели отравить мое благоговейное состояние. Впервые я ощутил присутствие Живого Христа, но и сюда «они» пришли; с этим я не мог примириться. Простите, но этого разрешать нельзя. Ведь не разрешается же войти в чужой дом и утащить тайком ценности, а разве от верующих не требуется честности?
Я выбросил из сердца этот инцидент, нарушивший гармонию моих светлых впечатлений и вновь отдался тому сильному, радостному и глубоко мирному ощущению блаженства: побыть хоть некоторое время вблизи Христа. Не только я, но и по лицам многих было видно, что этот вечер многими был проведен у Ног Иисуса.
Вышедши на улицу, я услышал замечание одной интеллигентной дамы: «да, проповедники делают в несколько минут целые десятки мирских душ детьми Божьими, а здесь не так! Здесь открывают Самого Христа и призывают души к личной встрече с ним; конечно, ко Христу не пойдешь с грязным сердцем, без покаяния!» Спутник ее отвечал: «А ты думала, что все эти наскоро спеченные дети Божьи действительно верующие?»
Я обошел их и пошел дальше. Кто то с увлечением доказывал: «Ну вот, теперь узнали, наконец, за что гонят верующие членов «Единения во Христе» - Каин всегда гонит Авеля – из зависти...»
Заканчивая, убедительно прошу от лица многих по возможности чаще устраивать собрания.
Посетитель собрания.
*) Elu-Paike эстонский духовно-литературный журнал Союза «Единение во Христе». **) Большинство членов «Единение во Христе» носят бороды. |