Наталия
Смирнова
Об отношении
верующих к миру
"Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” Иак. 4, 4.
Самое
ужасное заблуждение верующих нашего времени состоит в том, что они, как и
мирские, видят и признают действие сатанинских сил только в открытом грехе,
преступлении и беззаконии. Именно в наше время сатана действует очень скрыто,
но оказывает свои влияния и внушения под маской ангела света. Он действует
непосредственно и через своих служителей так тонко и лукаво, что необходимо
бодрствовать и молиться, чтоб не впасть в эти искушения, в эти сети, искусно
расставленные для уловления простодушных и не имеющих духовного опыта душ.
Мирской дух,
общение в нём, жизнь в мирском духе – верующие не считают за зло и не видят в
этом преступления.
Благовестник
Божьей любви Ап. Иоанн (1 Ин. 2, 15-16), предупреждает нас об этой опасности и
даёт верующим прямое повеление: "Не любите мира, ни того, что в мире”,
т.е. мы не должны любить ничего, принадлежащего к миру. Никаких привязанностей и внутренно связывающих взаимодействий
да не будет между нами и миром, ни в каком отношении!
"Кто
любит мир, в том нет любви Отчей”. Этими словами Ап. Иоанн открывает подлинное внутреннее состояние тех верующих, которые любят мир и привязаны к нему. Апостол Иоанн
категорически утверждает, что верующие, сохраняющие связь с миром, любящие мир,
не имеют в себе духовной,
святой, чистой любви от Небесного Отца.
Любя мир,
верующие любят сатану, потому что сатана есть "князь этого мира”, и дух
мира есть дух сатаны (Ин. 16, 11).
Всякий,
принимающий мир, вместе с ним принимает и сатану (Ин. 12, 31; 16, 11). Апостол
Иоанн объясняет нам, что всё мирское есть результат греха, живущего в нас: "похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская”, – всё это беззаконие не есть "от Отца”,
но от этого мира, т.е. от сатаны. Бог не создавал греховного мира с его
сатанинскими, преступными делами, но прекрасную вселенную, говорящую нам о
своём великом и чудном Творце. Чётко и ясно надо отличать Божье творчество от
результатов сатанинской деятельности, разрушающей весь Божественный порядок и
Его гармонию для того, чтобы достигнуть гибели всего человечества!
"Весь мир лежит
во зле”, – говорит Ап. Иоанн (1 Ин. 5, 19). Это зло и есть власть тьмы, влияние
сатаны. Христос открывает Своим ученикам, что князь этого мира осуждён, но каждый должен лично решить своей свободной волей,
кого он принимает: Христа и Его заповедь отречения или же князя этого мира,
который не требует никакого отречения, но предлагает сам весь мир, чтобы только
погубить человека. Христос говорит: "Никакой слуга не может служить двум
господам” (Лк. 16, 13). Поэтому придётся внутренно
решительно встать или на
сторону Христа и совершить полное отречение, или же на сторону князя этого
мира. Соединить одно с другим, как это делают верующие нашего времени, духовно недопустимо. И Слово
Божие само даёт определение: "Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его”
(Рим. 8, 9).
Верующие,
которые сохраняют мирской дух, отпадают от Христа! Это и есть категория
верующих с тёпленьким состоянием, которые вечно
хромают между Христом и
миром, и которых Христос извергает из уст Своих (Отк. 3, 16). "Если кто поколеблется, не благоволит к
тому душа Моя” (Евр. 10, 38). Христос дважды утверждает, что Его ученики не от
мира, как и Он не от мира (Ин. 17, 14-16). Следовательно, и мы, решившись идти за Христом, должны внутренно
выйти из мира, не прикасаться к миру и не принадлежать миру ни в каком
отношении... Быть также не от мира, как и Он Сам.
Это отделение от
мира в духе должно произойти так резко и определённо, что мир начнёт ненавидеть
учеников Христа (Ин. 17, 14). Какая это противоположность тому, что приходится
видеть среди верующих: верующие любят мир, а мир любит своё (Ин. 15, 19). В
своей первосвященнической молитве Христос молился к Отцу, чтобы Его ученики,
живя и работая среди мира, сохранились бы неосквернёнными от мира (Ин. 17, 15).
Есть верующие, которые утверждают, что Христос любит мир. Это заблуждение очень
легко опровергнуть словами Самого Христа: "Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне”.
Христос молится о Своих учениках и о верующих в Него, по слову их (Ин. 17, 9 и
20). Христос молится о всех тех душах, которые уверуют по свидетельству Его
учеников. Этим избранным повелевает Слово Божие: "Не преклоняйтесь под
чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего
у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие
верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?” (2 Кор. 6,
14-15).
Этими словами
Ап. Павел на основании Слова Божия даёт повеление всем верующим не преклоняться
под чужое для них и греховное
ярмо этого мира в его
греховных требованиях, понятиях, предрассудках и беззакониях. Апостол Павел
чётко определяет эти духовные причины и основы, по которым верующим абсолютно
запрещено духовное преклонение под греховное ярмо мира. Во-первых, это
совершенно невозможно внутреннее общение между праведностью и беззаконием. То
есть те, которые избирают крестный путь, жизнь Христову, исполнение Его
заповедей, которые решаются идти путём Христовой праведности, не могут иметь по
состоянию (здесь не говорится о внешних сношениях с миром, а о внутреннем
духовном состоянии) внутреннего общения с теми, которые живут в грехах этого
мира. Во-вторых, невозможно духовное слияние света со тьмою. По духовному
закону сливается только то, что является однородным, имеет духовные точки
совпадения и общее по своей сущности или по своим проявлениям. "Свет
светит во тьму, но тьма не вмещает его” или "не принимает его” (по англ. и
франц. переводам). "Я свет миру”, – открывает нам Себя Христос по
Своей духовной сущности. И ученикам Своим, принявшим
Его духовную сущность, Христос говорит: "Вы свет мира!” Свет имеет два
духовных явления: свет светит
во тьму, т.е. свет не входит во тьму, не объединяется с тьмою, но светит во
тьме: открывает, обличает и разоблачает тьму; и другое явление: свет изгоняет тьму! Свет стоит
отдельно от тьмы, духовно изолированно от тьмы и должен победить тьму. Современные же
верующие стараются как в личной жизни, так и в проповедях, совместить свет с
тьмою, объединить Дух Христа с духом мира!.. Воспринимая всё мирское, верующие идут во тьму;
признавая мирские авторитеты они приобщаются к тьме и опускаются во тьму,
потеряв Дух Христа, т.к. эти две сущности – свет и тьма – не сливаются и не смешиваются.
Входим в свет –
уходит тьма, возвращаемся обратно во тьму – уходит свет! Таков
нерушимый духовный закон, положенный в основу всякой духовной жизни.
Состояние может
быть или во свете, или во тьме. Свет
есть концентрация Духа Христова; тьма – концентрация сатанинской силы "духов злобы поднебесных”. Всякое
состояние тьмы имеет свой дух тьмы. Мы не должны принимать никаких состояний
тьмы, но если всё же приняли, тогда немедленно во Христе должны освободиться,
оставить это состояние и идти чрез Христа в свет, зная, что с состоянием тьмы
входит и дух тьмы.
Духовную причину
этого открывает Ап. Павел: между
Христом и сатаной нет согласия, т.е. нет ничего общего, никаких точек
соприкосновений, полное отсутствие всякого совпадения, полная противоположность
и полная непримиримость. Логически ясно, что у носителей той или иной сущности
не может быть ничего общего.
Между учениками
Христа и мирскими не может быть общей жизни, ни общих понятий, ни
тождественности в восприятии! В этом духовном смысле и свидетельствует Христос
о Своих учениках, что они не от этого мира! (Ин. 17, 16). Это расхождение в
духе верующих от мирских обнаруживается особенно ясно только тогда, когда верующие решаются
вернуться обратно к идеалам первого христианства. И когда они духовно
воспринимают сущность Христа – сущность света, тогда особенно ясно
обнаруживается пред ними тьма этого мира.
Большинство
современных верующих не отличают света от тьмы; не отделившись внутренно от
мира, они находятся во тьме: "Пребудьте во Мне, и Я в вас” – открывает
Христос тайну духовной жизни в Нём (Ин.15,4).
"Я не от
этого мира” – говорит Христос (Ин. 17, 14 и 16). Следовательно, и жизнь во Христе, и пребывание в Нём
определяют внутреннее духовное состояние верующего вне мира, внутренно расторгнутое от
греховных связей мира.
Об этом
состоянии во свете Христовом сказано в Слове Божьем: "Вы храм Божий, и Дух
Божий живёт в вас” (1 Кор. 3, 16; Евр. 3, 6; 2 Кор. 6, 16; 1 Пет. 2, 5).
В этом
внутреннем состоянии, в живом, непрерывном общении с Господом верующие
оправдывают слова Христа: "Вы свет мира” и "Вы соль земли” (Мф. 5,
13-14).
В такой же
глубокой логической последовательности Ап. Павел подтверждает дальше, что
немыслимо совместить храм Божий и идолов. Верующий не должен иметь никаких
идолов. Поклонение Одному Богу да наполняет всё сердце (Вт. 6, 5; Лк.
10, 27; 4, 8). Как с миром и его идолами, так и с плотской жизнью и её идолами
нужно порвать все связи так, чтобы не осталось и остатков. "И дома Отца
Моего не делайте домом торговли” (Ин. 2, 15-16). Немного от Христа, немного от
сатаны, как это привыкли делать современные верующие. Слово Божие
свидетельствует: "Рождённый от Бога побеждает мир” (1 Ин. 5, 4). В
действительности же, мы видим обратное явление: мир побеждает верующих, и в своей жизни они ничем не отличаются от мирских! Этим
обнаруживается их действительное состояние: они не пережили рождение от Бога, и
поэтому у верующих отсутствует сила Христова побеждать мир.
Далее Ап. Павел
открывает духовные условия, которые необходимо выполнить в жизни, чтобы Бог
принял нас: "Выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и не
прикасайтесь к нечистому, тогда (не раньше) Я приму вас и буду вам Отцом, и вы
будете Моими сынами и дщерями...” (2 Кор. 6, 17-18). Апостол Павел проводит
резкую черту между духовными и мирскими, Божественным и сатанинским, светом и
тьмою, Духом Христовым и духом сатаны, истинными верующими и мирскими
верующими, поклонением в духе и истине и поклонением идолам. Апостол Павел
открывает, что только тогда, когда мы внутренно духовно совершенно выйдем из
мира и внутренно отделимся, Бог может принять нас и быть нам Отцом.
Оставаясь во
внутреннем беспрерывном общении с миром, верующие теряют всё духовное, все
обетования и перестают быть детьми нашего Небесного Отца. Эту истину нужно
воспринять так глубоко, как только мы можем вместить, и со всей строгостью
провести в жизнь. Всякая
духовная истина, которая не проведена в действительности в нашей жизни, но
которая схвачена только головой или чувствами, теряет свою ценность, и не имеет
силы и духовного значения на нашем духовном пути (Иак. 1, 22).
Верующие
оправдывают свою дружбу с миром необходимостью мирных отношений с внешними
людьми и, что хуже всего, они называют эту дружбу с миром проявлением Христовой
любви!.. "Неужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога? ”
– спрашивает Ап. Иаков, разоблачая это духовное заблуждение, которое
категорически идет вразрез со всем Словом Божиим. Как дети, которые не
различают правой руки от левой, так и верующие, смешивают духовно совсем
различные понятия.
Сохранение
мирных отношений между людьми, т.е. недопущение вражды, ссоры, зависти –
требуется от каждого христианина (2 Тим. 2, 23-26; Тит. 3, 2; Евр. 12, 14).
Христос дает нам
Свой мир, и этот мир должен быть внутри нас. Только тогда мы сможем
распространять истинный мир Христов вокруг себя ко всем людям, несмотря на то,
враги они нам или друзья.
Верующие
заменяют отсутствующий в них самих мир Христов внешним примирением и дружеским
отношением к мирским людям, приспосабливаясь к их тону и, стараясь угодить их
требованиям, они объединяются с мирским духом и теряют общение с Богом.
"Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак. 4, 4). Эту
неопровержимую истину и нерушимый основной закон духовной жизни открывает
верующим Ап. Иаков. "Старайтесь иметь мир со всеми”, – говорит Слово Божие,
а дружбу с миром Святое Писание категорически запрещает, и велит "выйти,
отделиться и не прикасаться” (2 Кор. 6, 17).
А поступают ли
верующие так?
Прежде всего,
они не выходят духовно из мира и по своему внутреннему состоянию полностью
поглощены мирской жизнью, мирскими взглядами, убеждениями и мирским духом. Они
действительно перестают грешить открытыми грехами: не выпивают, не курят, не
посещают увеселительных мест и т.д. Одним словом, принимают на себя внешний вид
благочестия, но в то же время сохраняют внутри себя самое тесное внутреннее
общение с участниками мирских грехов. Особенно трудно верующим отделиться от
мира своим внутренним состоянием, имея там родных. Но и здесь Христос ставит
вопрос категорически и говорит: "Любящий родных больше, чем Меня,
недостоин Меня” (Мф. 10, 3). И снова всё сосредотачивается к выбору между
Христом и миром – к решению: внутренно встать на сторону Христа, полюбив Его
больше всего, или на сторону мира.
Ясно, что
верующие должны были сделать все эти решения в момент обращения. Но большой
скорбью и ужасом наших дней есть то, что верующие, в лучшем случае, обращаются
только от внешних грехов, и большинство из них умирают духовно, и идут обратно
в мир, не сделав полного решения идти за Иисусом, т.е. они не переживают полного
обращения. Сыновья Зеведеевы, оставивши лодку своего отца, последовали за
Христом (Мк. 1, 20).
"Иди за
Мною и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов” (Мф. 8, 22). Этими
словами Христос не уступил просьбе Своего ученика. По человеческим понятиям, отказ
Христа Своему ученику –
похоронить отца, может
показаться жестоким. Но Христос тут же дает Своим словам духовное
объяснение: "Предоставь мёртвым (так определяет Христос состояние мирских
людей, несмотря на то, что они физически живы) погребать своих мертвецов”. Христос открывает Своему ученику эту глубочайшую духовную тайну,
что мирские люди и их мертвецы, которые отошли от физической жизни, духовно
находятся в одинаковом состоянии смерти,
так как в одних, так и в других, нет жизни духа: их конец один и тот же!
Христос повелевает Своим ученикам отделиться от этих духовно-мёртвых, не
прикасаться к ним, но идти за
Ним по Его крестному пути
отречения. Это духовное требование относится и к каждому из нас.
Другой ученик
говорит: "Я пойду за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с
домашними моими”. Этот ученик в искренней борьбе сам обещает идти за Иисусом,
но тут же начинает торговаться, и открывает своё больное место. Он никак не
может расстаться со своими родными, не может окончательно отречься от себя и внутренно колеблется. Этот
ученик воображает в своей духовной слепоте, что стоит ему только обнять своих
родных, раз поцеловать на прощание как следует, и только тогда он решительно
отречется, и пойдет за Христом. Христос разоблачает эту ложь в духе, и говорит:
"Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не
благонадёжен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62). По другим переводам Библии
открывается следующий духовный смысл: кто вступил на путь служения Господу,
решил идти за Христом, и тогда ещё делает поворот в мир к прежним
привязанностям и родственным связям, тот является негодным для Царствия Божия
(по немецк. переводу). По французскому переводу: "Является осквернённым
для Царствия Божия”. Эти понятия, дополняя друг друга, определяют очень точно
состояние этих учеников Христа; в первоначальном тексте, как открывается
внутренно, стояло именно такое выражение, которое освещало состояние этих
учеников с нескольких сторон. По русскому переводу сказано: "Они не
благонадёжны”. Это значит, на них нельзя положиться и им нельзя духовно
доверять.
Апостол Иаков
прямо и категорически заявляет, что человек с
двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Это же самое
выражает Христос другими словами: "Неверный в малом, неверен и во многом” (Лк.
16, 10). Более чем ясно, что ученики, которые не могут делать первое отречение,
тем более они не смогут совершить и большее отречение. То есть они окажутся по
своему внутреннему, духовному состоянию "не годными” для Царствия Божия:
они не имеют решительности и верности Господу! С другой стороны, нарушив
повеление Слова Божия, и прикасаясь к нечистому (2 Кор. 6, 17), они становятся
и сами по своему внутреннему состоянию духовно нечистыми для Царствия Божия (2
Пет. 2, 20-22). С этой духовной нечистотой, которая возникает через приобщение
к мирскому духу, верующие совсем не считаются. Верующие отошли от необходимости
достигать чистоты во Христе так далеко, что потеряли даже понятие о чистоте
внутреннего духовного состояния (1 Тим. 5, 22). Внутренно нечистое состояние –
это обычное явление у большинства верующих. Напротив, Слово Божие категорически
говорит, что "в Царство Божие не войдёт ничто нечистое...” (Отк. 21, 27).
Верующие полностью игнорируют это требование Слова Божия, и касаться их внутреннего состояния строго воспрещается, пока они
придерживаются вида внешнего благочестия. Если же кто осмелится разоблачить это
больное место, эту гнойную язву верующих, тогда все верующие единодушно
восстают против такого истинного ученика Христа и провозглашают его опасным
лжеучителем, еретиком. Это свидетельствует о том, как далеки верующие от истины
Слова Божия.
"Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом
есть... хранить себя неосквернённым от мира” (Иак. 1, 27).
Лк. 9, 57-62.
Согласно тексту Слова Божия, всё вышеизложенное открывает нам три типа
учеников Христа. Первые – не останавливаются перед отречением, но увидев
Христа, и узнав в Нём своего Спасителя, без всякой торговли сами оставляют даже
своего отца и идут за Христом, не жалея своего прошлого, порвав все связи с
миром и родственниками, они избирают "лучшую долю”. Это сыновья Зеведеевы!
(Мк. 1, 19-20). Другие – раньше, чем идти за Христом, ссылаются на необходимость исполнить свой последний
долг в миру, медлят и торгуются. Третьи – не могут прекратить
внутренних связей с миром, их влечет обратно, а что именно – это духовно не
имеет значения. Факт тот, что они никак не могут расстаться с миром! Они
выдумывают самые благовидные предлоги и беспрекословные доказательства для того,
чтобы сохранить свои связи с миром. Христос в этом случае не делал духовного
анализа этого вопроса, как это было во втором случае, а сразу вскрывает подлинную
причину, что они не хотят окончательно расстаться с миром. Он не даёт ввести Себя в
заблуждение уверениями, обещаниями и горячими вспышками чувств этих учеников: "Я
пойду за Тобою!” Несмотря на эти красивые слова, Христос обнаруживает их ложь в
духе и признаёт этот тип учеников неблагонадёжным для Царствия Божия.
Обязанность каждого из нас – испытать себя, к какому из этих трёх типов
принадлежим мы? Необходимость внутреннего отречения от родственных связей с
миром ради духовного пути доказана Словом Божиим. Верующие призваны хранить
своё внутреннее состояние неосквернённым и независимым от мира. Имея в миру
определённые обязанности перед своими родственниками, верующие должны это
исполнять, но быть внутренно свободными в этом вопросе, и исполнять эти
обязанности согласно тому, как открывается в данном случае воля Божия. Но
своего внутреннего состояния во Христе они не должны делать мрачным и тяжёлым
через общение, участие и порабощение себя миру. И ни в каком случае нельзя
терять духовное из-за мирского или предавать духовное ради мира и плоти. Это
уже прямое предательство Христа. Такие души не достигают духовное, они не
достойны Христа (Лк. 14, 26) и они неблагонадёжны для Царствия Божия (Лк. 9,
62). Так учит нас Слово Божие! Прекращая связь с миром, верующий должен сиять,
как светило среди окружающего современного ужаса, и светить делами духовной жизни,
сосредоточенной в Боге!
"Так да
светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли
Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16).
Но таково ли
состояние верующих?
В реальной жизни
замечаем, что верующие приобщаются к мирскому духу: разговаривают на мирские
темы, заинтересованы мирской жизнью, читают мирскую литературу, принимают
взгляды авторов мирской литературы, приноравливаются даже к мирской моде,
окружают себя роскошью (1 Тим. 5, 11), удобствами и предметами украшения (1
Тим. 6, 8-10; 18-19). Будучи прельщёнными князем этого мира – сатаной, они
чувствуют, мыслят, действуют и живут соответственно сатанинской тактике:
закрывают глаза на дела беззакония и дела тьмы, покрывают зло, не обличают, не
раскрывают, а дипломатично молчат ради личных целей. Результатом является
полное помрачение духа и внутреннего состояния. Но верующие и в таком состоянии
продолжают проповедовать Слово Божие. Они учат других истине, свету, любви...
не желая видеть всего того страшного соблазна, который они порождают в
окружающих своей личной
жизнью, противоречащей Слову Божию. Апостол Павел строго повелевает: "Не
участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (Еф. 5, 11; Тит. 1, 13;
1 Тим. 5, 20; Иуды 23).
Раскрывать тьму
есть действие света Христова (Лк. 8, 16). Главной причиной этого внутреннего
смешивания и дружбы с миром является плотское тщеславие (Иак. 4, 16-17) –
желание показать себя добрыми в глазах людей и не терять своего авторитета.
"Горе
вам, – говорит Христос, – когда
все люди будут говорить о вас хорошо!” (Лк. 6, 26). Это плотское тщеславие
– считаться с мнением людей, многих отвращает от пути истины на ложный путь (1
Кор. 4, 3).
Верующие совсем
не интересуются тем, что думает о них Бог, и как они стоят пред Господом; мнение
людей для них настолько важно, что они идут на всякие духовные уступки,
чтобы не потерять значимости в глазах людей, чтобы не уронить свой личный
авторитет. Они меняют всё
духовное на чечевичную похлёбку! (Быт.
25, 34; Евр. 12, 16-17). "Всё считаю за сор, чтобы приобрести Христа”, –
говорит Ап. Павел. Такая позиция пусть станет основой и в нашей духовной жизни!
К вышеуказанным
текстам можно привести ещё много других, которые доказывают, что верующие в
своей внутренней духовной жизни должны держать себя отдельно, обособленно от
мира, не приобщаясь и не прикасаясь к миру и к его сатанинскому духу, но в этой
духовной обособленности быть светилами среди мирской тьмы (Фил. 2, 15).
Верующие же проявляют противоположное: они не отделяются, а полностью
проникнуты общением с мирскими, дают руководить себя их понятиями, взглядами и
убеждениями и, таким образом, совсем теряют духовную строгость и верность
Господу, удаляясь, всё дальше от общения с Христом.
В результате они
окончательно потеряют в себе свет и Дух Христа, и станут всё больше похожими на
мирских людей; они потеряют жизнь Духа... и светила их духа погаснут,
отождествляясь с мирской тьмой (Прит. 13, 9). Да не забудем, что дракон к
последнему времени увлечет хвостом своего учения, своей властью, своим
сатанинским духом третью часть звёзд с неба (Отк. 12, 4). Этот процент
ужасающий, и настало время опомниться, бодрствовать, "хранить себя
неосквернёнными от мира”, чтобы не впасть в искушение, и не оказаться среди сброшенных с Неба на землю.
Я повторяю,
главное зло состоит в том, что с самого раннего детства, прививают примирение с
мирским духом и учат согласовываться с этим сатанинским духом, угождая и служа
ему всей своей жизнью. Верующие родители наших дней, по плотскому тщеславию,
допускают мирскому духу, нечистому духу касаться своих детей. Духовно это
означает – принести своих детей в жертву мирскому богу-молоху. Совершив это
страшное преступление пред Богом, верующие продолжают наставлять других в
истине (Лев. 20, 2-5). Именно в этом полном, окончательном внутреннем отделении
от мира и состоит самая большая, и основная трудность: жить святой жизнью во
Христе. Не считаться с миром и мнениями людей есть первое требование духовной
жизни. Отсюда следует, что надо быть готовым терпеть гонения и клевету со
стороны мира ради истины Христовой. Мир хвалит и любит своё (Ин. 15, 19), "Да и все,
желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”, – предупреждает
нас Слово Божие (Деян. 14, 22; Фил. 3, 10; 2 Тим. 3, 12). Но "блаженны
изгнанные за правду, – говорит Христос, – ибо
велика награда их на небесах”.
Духовное зрение
у верующих настолько отупело и закрылось, что вместо того, чтобы раскрыть
мирской дух, как зло и тьму, они не считают для себя преступлением предаваться
мирским развлечениям и потехам, воспоминаниям своего прошлого (Ис. 43, 18), предаваться мирским расчётам и заботам
о настоящем и будущем, строя, как и мирские люди, различные планы жизни. Всё
это делают люди этого мира, а Слово Божие это строго запрещает (Рим. 8, 7-8).
Слово Божие повелевает: пленять всякое помышление в послушание Христу (2 Кор.
10, 5), и помышлять о горнем (Кол. 3, 2), т.е. о духовном, о
Божьем, о небесном. К стыду и позору современных верующих, вся эта внутренняя
борьба, все усилия, которые открывает Слово Божие против мирского духа во всех
его проявлениях: в мыслях, в чувствах, в воле и т.д., со стороны верующих
совсем оставлены. В этом смысле велики достижения святых, которые вышедши из
православной церкви, удалились от людей и предались в отшельничестве духовному
подвижничеству, с целью пленить
в себе всё мирское и сосредоточиться на горнем! Не должны ли и мы, как последователи
Христа, тем более начать такую борьбу в
себе, и победив и отвергнув силою Христа всё мирское, всё, от чего пахнет
сатанизмом и толкает нас в полную тьму, в духовную смерть, войти в духовную
жизнь через Христа.
Если
мы духовно слепы и не различаем больше духовного от мирского, тогда нужно
просить Христа и Духа Святого сделать это разделение внутри нас. "Ибо
Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно
проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и
намерения сердечные” (Евр. 4, 12).
"Он
же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому
что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16, 23). Этими
словами Христос обращается к Петру, когда тот, восприняв чисто мирское
заключение о жалости к себе, советует и Христу пожалеть Себя (Мф. 16, 22).
Христос
не видел и не отметил в этом выражении Своего ученика ни любви, ни милости, ни
верности, ни истинного сочувствия, потому что эта мысль и жалость пришли Петру
от сатаны, противодействуя
воле Божией и разрушая весь
Божественный план спасения, соблазняя со стороны человеческой слабости отдать
всё духовное, и уступить проявлению мирского, сатанинского духа. Только одного
колебания в сторону этого сатанинского искушения – помилуй Себя, – было бы
достаточно, чтобы разрушить дело искупления, весь Божественный план и дать
сатане полную победу. Ясно, что под видом мирского, плотского характера доброты
и любви сатана предлагает своё и домогается своей цели – погибели душ. Верующие
же оказываются, как и Петр, игрушками в его руках. Этот случай показывает, как
мы должны бодрствовать и стоять на страже! С другой стороны, этот факт
открывает особенно ярко, что у верующих эти, так называемые "мелочи и
пустяки”, из которых в то же время сплетается вся их духовная жизнь, серьёзны и
опасны на духовном пути. Эти постоянные колебания, сомнения, потери духовного и
уклонения в сторону мира – есть прямое предательство пути Христова. Не
упорствуя надо придти к сознанию, что этот ряд компромиссов между духовным и
мирским окончательно губит корни духовной жизни.
Христос
Своим выражением: "Отойди от Меня, сатана!” – через Петра обращается
непосредственно к сатане; не жалея самолюбия Петра, вскрывает пред всеми, что,
собственно, скрывается за этим, как будто ничего не значащим фактом: гибель
всего человечества и разрушение миссии Христа.
И
через кого сатана домогается этого, через неверующего и мирского человека? –
Нет! Через Петра, о ком Сам Христос свидетельствует: "На сем камне Я
создам Церковь Мою” (Мф. 16, 18). Христос разоблачает пред всеми это наглое
приставание. Я думаю, что ученики Христа вздрогнули и устрашились того, как
ловко и коварно сатана овладел
мыслями Петра, и как легко и незаметно сатана подлизывается к верующим.
Верующие же нашего времени ставят себя выше Петра и вне возможности оказаться в
этой опасности, вместо того, чтобы взять из этого примера самое серьёзное предостережение для себя!
Также
и в настоящее время мирская жалость к себе или к другим может уничтожить сразу все достижения верующей души и лишить
её всех обетований. Так, например, старшие
верующие, дрожа за свой авторитет, требуют от других, чтобы они покрывали их
слабости и немощи, а также и сами покрывают преступления и грехи младших,
называя это любовью, помилованием и милостью... Духовная любовь и сострадание к душам, как проявление Божественной
любви, заключается как раз в
противоположных духовных действиях. Нужно со всей строгостью Духа вывести
всё зло, как хирург безжалостно вскрывает нагноение, чтобы предотвратить общее заражение
крови, и потом помочь внутренней любовью и истинным, глубоким страданием в духе
выстрадать язвы этой души и
вывести её из заблуждения, тьмы и зла во свет, в свободу и радость Христову!
Еще
недавно беседуя с немецкими верующими, работающими в Н. среди русских, мне
пришлось слышать их мнение, что духовные обличения, предупреждения, полученные
через откровения от Господа, строгость и истина в духе "не могут быть от
Бога”, потому что Бог есть всепрощающая Любовь. (?) А обличения, предупреждения
и духовная строгость ранят, открывают язвы и обижают.
Доказывать,
что это мнение прямо противоречит всем духовным спасительным нормам Божьей
любви излишне, потому что об этом свидетельствует всё Слово Божие Ветхого и
Нового Завета.
На
меня напал страх... и что тогда я видела духовно? Под этой маской святости
скрывались совершенно по-мирскому настроенные души, пропитанные плотской
мелочностью, беспредельным самолюбием, избалованностью, тщеславием, а главное –
паническим страхом перед разоблачением их внутреннего состояния! Эти души и
близко не допускают света Христова к своей внутренней тьме! "Ибо такие
люди, – говорит Ап. Павел, – служат
не Господу... и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных”
(Рим. 16, 18).
История
русского аскетизма открывает пред глазами всего человечества наш духовный
идеал: ценою любых жертв раскрывать всё зло, гнездящееся в человеке, и
достигать обетованной святости во Христе.
Верующие
должны были бы сделать шаг ещё дальше, и открыть всему человечеству идеал
усовершенствования путём самоотречения и умерщвления плоти силою Христовой
(Рим. 8 гл.). Основой и лозунгом даже нашей мирской художественной литературы в
дни расцвета её лучших идеалов было – указать на гнойные язвы общества и
личности, чтобы вскрывая эти моральные гнойники, указать на необходимость найти
моральный выход в вопросах жизни.
Верующие
же нашего времени, напротив, говорят обо всём, говорят самые красноречивые
проповеди, с самыми убедительными призывами к Христовой истине, к свету и
любви..., но в то же время никто не смеет взглянуть в их действительную личную,
"закулисную” жизнь и коснуться их гнойных язв, скрытых в их внутреннем
плотском состоянии. Всё должно быть хорошо вокруг них, а что внутри них – этой
тайны никто не должен касаться. Они так же, как и Рахиль, скрывают своих
украденных идолов (Быт. 31, 34). "По делам же их не поступайте, ибо они
говорят и не делают...” (Мф. 23, 3). "Так и вы по наружности
кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония”, –
говорит им Христос (Мф. 23, 28). "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры,
что обходите море и сушу, дабы обратить, хотя одного; и когда это случится,
делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас” (Мф. 23, 15-16). "Горе вам,
книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо
сами не входите и хотящих войти не допускаете” (Мф, 23, 13). Так
свидетельствует о них Сам Христос. Тот, кто боится обличения, разоблачения
своего подлинного внутреннего состояния, не может духовно продвинуться, не
может духовно расти и идти вперёд. Душа, которая отвергает разоблачающее
обличение своего внутреннего состояния, заблуждается, потеряв путь истины и
жизни (Прит. 10, 17).
Гнев
против обличения вскрывает, что душа духовно не развита (Прит. 12, 1). Эти
души, как говорит Слово Божие: "ненавидят обличающего в воротах и
гнушаются тем, кто говорит правду” (Ам. 5, 10). В результате духовной
неразвитости в познании, душа попадает под наказание Господне и гибнет (Прит.
15, 10; Ос. 4, 6). В то же время, принимающий обличение приобретает через это
духовный разум (Прит. 15, 32). Души, которые ожесточаются против обличения,
внезапно сокрушаются и потом уже не находят исцеления (Прит. 29, 1).
Эти
верующие, которые внешне выдают себя за овечек Христа, а внутренно являются
хищными волками, боятся, что сделается явной перед всеми их нагота и истина о
том, что они вовсе не пережили истинного обращения и необходимого отречения от себя ради
пути Христа. Про них говорит Христос: "Не знаю вас!” (Лк. 13,
25). Фальшь, лицемерие и комедия этих верующих направлены к тому, чтобы ввести
других в заблуждение в отношении своего подлинного состояния пред Богом.
Наибольшее духовное преступление – выдавать себя иным, чем мы являемся на самом
деле. Так поступали духовно Анания и Сапфира, притворяясь вполне преданными
Господу верующими (Деян. 5, 1-10). Ничто так не устрашает этих душ, как
поставить их в духе пред Лице Божие, ибо свет
разоблачает тьму и истина вскрывает ложь!
Мирская
зараза и мирской дух настолько овладели верующими нашего времени, что войдя в
эту ложь, они не умеют уже различать и видеть истину. Поэтому всякая борьба со
злой силой должна, прежде всего, быть направлена против мирского духа,
безразлично, где бы он ни скрывался: в области мыслей, чувств или воли и т.д.
Необходимо силой Христовой открыть беспощадную борьбу, чтобы освободиться от
мирского духа. Наша душа так глубоко заражена мирским духом, что приходится
употреблять много усилий, борьбы и тратить много времени, пока мы привыкнем
пленять в себе всё мирское Христовой силой и научимся постоянно, беспрерывно
пребывать во Христе под руководством Духа Святого (Ин. 15, 4; 2 Кор. 10, 5; Еф.
5, 13-14). Эта зараза ужасна потому, что верующие не видят в этом зла, действий
и внушений сатаны, несмотря на то, что всё Слово Божие в самом строгом виде
предостерегает нас от Египта (мира), от возвращения в мир и от общения с
Египтом. Всё это повлечет за собой духовно ужасные последствия, наказания,
болезни, голод и, что самое страшное, духовную смерть. "Не будьте
сообщниками их” (Еф. 5, 7).
Текстов,
подтверждающих и объясняющих это очень много: Чис. 16, 26; 33, 55; Иис. Н. 23,
12-13; Суд. 2, 2-3; 4 Цар. 18, 21; Ис. 52, 11; 30, 1-2; 36, 6; Иер. 42, 15-17;
Иез. 29, 6-7; Еф. 4, 17-18 и др.
Ловко
прививает сатана верующим душам мирской дух путём уверения и внушения, что
мирское, как таковое, есть невинное и в нём нет ничего противного Господу или
противоречащего заповедям Христа.
Души,
в своей духовной неопытности и тьме поддаются сатанинским внушениям и, подражая
мирским обычаям, предрассудкам и взглядам, называют всё это добротою. Старшие
учат молодых верующих, которые ещё горят пламенем первой любви и верности к
Господу, идти на компромиссы и быть в соответствии с модными мирскими понятиями
согласно требованиям мирского духа. Апостол Павел говорит категорично: "Не
сообразуйтесь с веком сим” (Рим. 12, 2).
Так
как сатана подходит ловко к верующим и предлагает им свою сатанинскую сущность
под видом мирской доброты, любезности и сожаления, он тем самым уводит души всё
дальше от различения истины от лжи, света от тьмы, и в результате, ведет
пойманные им, уклонившиеся в сторону души к полному заблуждению.
Они
перестают духовно отличать истину от лжи. Другими словами, они доходят до такой
крайности, что принимают и последуют внешнему открытому разврату этого мира, не
видя в этом для себя ничего плохого.
Например,
братья и сестры подражают мирской моде в одеянии, в причёске, в поведении...
Решите сами, прилично ли святой одеваться в платье, которое до колен, в
декольте и что еще страшнее – с волосами, остриженными по моде? Остриженные
волосы были в восточных странах известным признаком блудниц. Можете ли вы
представить себе Христа среди таких стриженных учениц? Я – нет!
Или
прилично ли брату во Христе вести себя подобно кавалеру в отношении сестер?
Допустимо ли, чтобы ученики Христа представляли собой галантных господ*?
По-моему, нет!
Не
унижается ли чрез это Божий образ в них?
Конечно,
все приведенные выше примеры являются явными духовными образинами и сатанизмом
последнего времени.
Потеря духовного и истинного,
полученного при обращении, происходит не сразу: душа постепенно тупеет, пока
окончательно потеряет способность различать духовное! Свою разрушающую
работу духовной жизни сатана производит настолько тонко и так мастерски ставит
свои сети для улавливания душ, начиная с незначительных компромиссов и
незначительных уступок, что души, не разбирая тайных сатанинских умыслов, не
видят конечную цель сатаны. Ослеплённые
души отдают сатане свои духовные позиции!
Для
каждой души сатана имеет через своих слуг особый подход, то место, где душа
легче всего уязвима и слаба. Тонко
скрывая свою сатанинскую сущность за мирскими нравами и понятиями, сатана ловко
овладевает душами, и они сами не дают себе отчёта, как постепенно происходит их
отклонение и отпадение от пути Христова.
Позволяя
себе, например, едва заметное кокетство в поведении, нескромный взгляд во
взоре, шутки в разговоре и т.д., душа принимает эти едва уловимые действия сатаны, которые
постепенно отчуждают, и окончательно отрывают душу от истины и света, строгости
и простоты во Христе. Невозможно предвидеть все возможности, с помощью
которых сатана отрывает души от Христа, он имеет их в большом выборе!
Я
видела, как одна пожилая сестра, считая себя давно верующей, приобщалась к
кружку Нарвского современного проповедника. Когда я встретила её после этого,
волосы у неё были подстрижены, как у модной дамы. Больно и печально было из-за
поругания чести и добродетели Духа Христова в этой сестре! Началась у неё эта
метаморфоза* совсем с невинного и как будто с хорошего: с бесед, с посещений и
знакомств в мирском духе и тут же: преломление хлеба, проповеди на Евангельские
темы и маска святости! Смешивая
духовное с сатанинским и истину с ложью, душа духовно слепнет и умирает,
приобщаясь к мирскому духу. Это плод современных верующих!
Нечего
удивляться, так как сатана сам принимает вид ангела света, а поэтому небольшое
дело, если слуги его принимают вид служителей правды, но конец их будет по
делам их,
как открывает Ап. Павел (2 Кор. 11, 14-15).
Этот
дух лжи и лицемерия среди верующих, эта мирская зараза проникает во все двери и
окна! "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение”, – говорит
Христос и теперь.
Самое
страшное и самое печальное в жизни и судьбе каждого человека есть то, что он
уже с первых лет сознательной жизни даёт место сатане! Но это совсем не значит,
что человек впускает сатану в себя через открытый грех, преступление или прямое
зло. Нет! Через мирские невинные мысли, чувства, воспоминания, разговоры,
литературу, через дружеские отношения с внешними, притворную доброту,
аристократические манеры, через показную вежливость сатана получает место в
душе человека и постепенно таким же незаметным путём уводит душу от её Творца!
В результате вся человеческая жизнь оказывается в руках сатаны, а сам человек –
его орудием!
Трагедия
души в том, что она не видит, не замечает и не знает этого!
Ошибочно
думать, что только открытое зло есть дело сатаны. Ужасно именно то, что сатана
в виде ангела света проникает в сущность человека, которая, как Божье творение, по своему
первообразу прекрасна и чиста.
Цель
и призвание каждого человека, тем более верующего, найти свой первообраз во
Христе, путём покаяния и обращения. Для восстановления этого Божьего образа в
себе, надо силой Христовой безжалостно выгнать сатану из всех его позиций в
нас. Безразлично, в каком виде он там скрывается, везде его надо обнаружить,
духовно парализовать его действия и выбить из самых потаенных уголков души.
Нельзя
оставить без внимания, что Христос нашёл всё состояние Петра мрачным и сатанинским лишь только оттого, что он впустил
сатанинский дух в себя через человеческое мышление – в отношении помилования
себя! (Мф. 16, 23).
"Отойди
от Меня, сатана!” Христос видит в Петре сатану и обращается прямо к Своему
искусителю, обнаруживает его в присутствии всех, сорвав с него маску
искусственного сочувствия, сострадания и любви.
Христос
не скрывает,
как это делают современные верующие, а
открывает сатану, который через человека притворился добрым и под видом
любящего друга вошёл и нашёл место в сердце даже самого лучшего ученика Христа!
Ещё раз повторяю, что это есть очень поучительный пример и урок всем нам!
Извращение
всей Божественной гармонии, духовного роста и совершенствования человека
привело к полной потери Божьего образа в человеке. Душа, которая вновь
стремится обратно к своей истинной сущности, к этому первообразу, какой создал
Бог, должна начать борьбу против сатаны и его действий, безразлично, в чём бы
они ни проявлялись. Обратите
внимание на то, что сатана так обнаглел в драпировке своей сатанинской сущности
– в виде невинных, казалось бы, человеческих проявлений, что, помрачив разум
людей, проповедует теперь открыто, что если Бог есть Любовь, то отсюда вывод,
что сатаны нет, и нет также сатанинских действий и проявлений тьмы и зла! В
этой своей проповеди сатана утверждает, что существование врага человека лишь
простое заблуждение малоразвитых и слепых людей. Интересное явление: сатана сам
отрицает своё существование! Это ложное учение вновь ведёт человека в Едемский
сад, и опытный обольститель, и искуситель оказывается еще большим лжецом и
обманщиком, чем в первые дни творения!
(продолжение
следует)
|