Наталия Смирнова
Об отношении верующих к миру
"Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” Иак. 4, 4.
Самое ужасное заблуждение верующих нашего времени состоит в том, что они, как и мирские, видят и признают действие сатанинских сил только в открытом грехе, преступлении и беззаконии. Именно в наше время сатана действует очень скрыто, но оказывает свои влияния и внушения под маской ангела света. Он действует непосредственно и через своих служителей так тонко и лукаво, что необходимо бодрствовать и молиться, чтоб не впасть в эти искушения, в эти сети, искусно расставленные для уловления простодушных и не имеющих духовного опыта душ.
Мирской дух, общение в нём, жизнь в мирском духе – верующие не считают за зло и не видят в этом преступления.
Благовестник Божьей любви Ап. Иоанн (1 Ин. 2, 15-16), предупреждает нас об этой опасности и даёт верующим прямое повеление: "Не любите мира, ни того, что в мире”, т.е. мы не должны любить ничего, принадлежащего к миру. Никаких привязанностей и внутренно связывающих взаимодействий да не будет между нами и миром, ни в каком отношении!
"Кто любит мир, в том нет любви Отчей”. Этими словами Ап. Иоанн открывает подлинное внутреннее состояние тех верующих, которые любят мир и привязаны к нему. Апостол Иоанн категорически утверждает, что верующие, сохраняющие связь с миром, любящие мир, не имеют в себе духовной, святой, чистой любви от Небесного Отца.
Любя мир, верующие любят сатану, потому что сатана есть "князь этого мира”, и дух мира есть дух сатаны (Ин. 16, 11).
Всякий, принимающий мир, вместе с ним принимает и сатану (Ин. 12, 31; 16, 11). Апостол Иоанн объясняет нам, что всё мирское есть результат греха, живущего в нас: "похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”, – всё это беззаконие не есть "от Отца”, но от этого мира, т.е. от сатаны. Бог не создавал греховного мира с его сатанинскими, преступными делами, но прекрасную вселенную, говорящую нам о своём великом и чудном Творце. Чётко и ясно надо отличать Божье творчество от результатов сатанинской деятельности, разрушающей весь Божественный порядок и Его гармонию для того, чтобы достигнуть гибели всего человечества!
"Весь мир лежит во зле”, – говорит Ап. Иоанн (1 Ин. 5, 19). Это зло и есть власть тьмы, влияние сатаны. Христос открывает Своим ученикам, что князь этого мира осуждён, но каждый должен лично решить своей свободной волей, кого он принимает: Христа и Его заповедь отречения или же князя этого мира, который не требует никакого отречения, но предлагает сам весь мир, чтобы только погубить человека. Христос говорит: "Никакой слуга не может служить двум господам” (Лк. 16, 13). Поэтому придётся внутренно решительно встать или на сторону Христа и совершить полное отречение, или же на сторону князя этого мира. Соединить одно с другим, как это делают верующие нашего времени, духовно недопустимо. И Слово Божие само даёт определение: "Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Рим. 8, 9).
Верующие, которые сохраняют мирской дух, отпадают от Христа! Это и есть категория верующих с тёпленьким состоянием, которые вечно хромают между Христом и миром, и которых Христос извергает из уст Своих (Отк. 3, 16). "Если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя” (Евр. 10, 38). Христос дважды утверждает, что Его ученики не от мира, как и Он не от мира (Ин. 17, 14-16). Следовательно, и мы, решившись идти за Христом, должны внутренно выйти из мира, не прикасаться к миру и не принадлежать миру ни в каком отношении... Быть также не от мира, как и Он Сам.
Это отделение от мира в духе должно произойти так резко и определённо, что мир начнёт ненавидеть учеников Христа (Ин. 17, 14). Какая это противоположность тому, что приходится видеть среди верующих: верующие любят мир, а мир любит своё (Ин. 15, 19). В своей первосвященнической молитве Христос молился к Отцу, чтобы Его ученики, живя и работая среди мира, сохранились бы неосквернёнными от мира (Ин. 17, 15). Есть верующие, которые утверждают, что Христос любит мир. Это заблуждение очень легко опровергнуть словами Самого Христа: "Не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне”. Христос молится о Своих учениках и о верующих в Него, по слову их (Ин. 17, 9 и 20). Христос молится о всех тех душах, которые уверуют по свидетельству Его учеников. Этим избранным повелевает Слово Божие: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?” (2 Кор. 6, 14-15).
Этими словами Ап. Павел на основании Слова Божия даёт повеление всем верующим не преклоняться под чужое для них и греховное ярмо этого мира в его греховных требованиях, понятиях, предрассудках и беззакониях. Апостол Павел чётко определяет эти духовные причины и основы, по которым верующим абсолютно запрещено духовное преклонение под греховное ярмо мира. Во-первых, это совершенно невозможно внутреннее общение между праведностью и беззаконием. То есть те, которые избирают крестный путь, жизнь Христову, исполнение Его заповедей, которые решаются идти путём Христовой праведности, не могут иметь по состоянию (здесь не говорится о внешних сношениях с миром, а о внутреннем духовном состоянии) внутреннего общения с теми, которые живут в грехах этого мира. Во-вторых, невозможно духовное слияние света со тьмою. По духовному закону сливается только то, что является однородным, имеет духовные точки совпадения и общее по своей сущности или по своим проявлениям. "Свет светит во тьму, но тьма не вмещает его” или "не принимает его” (по англ. и франц. переводам). "Я свет миру”, – открывает нам Себя Христос по Своей духовной сущности. И ученикам Своим, принявшим Его духовную сущность, Христос говорит: "Вы свет мира!” Свет имеет два духовных явления: свет светит во тьму, т.е. свет не входит во тьму, не объединяется с тьмою, но светит во тьме: открывает, обличает и разоблачает тьму; и другое явление: свет изгоняет тьму! Свет стоит отдельно от тьмы, духовно изолированно от тьмы и должен победить тьму. Современные же верующие стараются как в личной жизни, так и в проповедях, совместить свет с тьмою, объединить Дух Христа с духом мира!.. Воспринимая всё мирское, верующие идут во тьму; признавая мирские авторитеты они приобщаются к тьме и опускаются во тьму, потеряв Дух Христа, т.к. эти две сущности – свет и тьма – не сливаются и не смешиваются.
Входим в свет – уходит тьма, возвращаемся обратно во тьму – уходит свет! Таков нерушимый духовный закон, положенный в основу всякой духовной жизни.
Состояние может быть или во свете, или во тьме. Свет есть концентрация Духа Христова; тьма – концентрация сатанинской силы "духов злобы поднебесных”. Всякое состояние тьмы имеет свой дух тьмы. Мы не должны принимать никаких состояний тьмы, но если всё же приняли, тогда немедленно во Христе должны освободиться, оставить это состояние и идти чрез Христа в свет, зная, что с состоянием тьмы входит и дух тьмы.
Духовную причину этого открывает Ап. Павел: между Христом и сатаной нет согласия, т.е. нет ничего общего, никаких точек соприкосновений, полное отсутствие всякого совпадения, полная противоположность и полная непримиримость. Логически ясно, что у носителей той или иной сущности не может быть ничего общего.
Между учениками Христа и мирскими не может быть общей жизни, ни общих понятий, ни тождественности в восприятии! В этом духовном смысле и свидетельствует Христос о Своих учениках, что они не от этого мира! (Ин. 17, 16). Это расхождение в духе верующих от мирских обнаруживается особенно ясно только тогда, когда верующие решаются вернуться обратно к идеалам первого христианства. И когда они духовно воспринимают сущность Христа – сущность света, тогда особенно ясно обнаруживается пред ними тьма этого мира.
Большинство современных верующих не отличают света от тьмы; не отделившись внутренно от мира, они находятся во тьме: "Пребудьте во Мне, и Я в вас” – открывает Христос тайну духовной жизни в Нём (Ин.15,4).
"Я не от этого мира” – говорит Христос (Ин. 17, 14 и 16). Следовательно, и жизнь во Христе, и пребывание в Нём определяют внутреннее духовное состояние верующего вне мира, внутренно расторгнутое от греховных связей мира.
Об этом состоянии во свете Христовом сказано в Слове Божьем: "Вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас” (1 Кор. 3, 16; Евр. 3, 6; 2 Кор. 6, 16; 1 Пет. 2, 5).
В этом внутреннем состоянии, в живом, непрерывном общении с Господом верующие оправдывают слова Христа: "Вы свет мира” и "Вы соль земли” (Мф. 5, 13-14).
В такой же глубокой логической последовательности Ап. Павел подтверждает дальше, что немыслимо совместить храм Божий и идолов. Верующий не должен иметь никаких идолов. Поклонение Одному Богу да наполняет всё сердце (Вт. 6, 5; Лк. 10, 27; 4, 8). Как с миром и его идолами, так и с плотской жизнью и её идолами нужно порвать все связи так, чтобы не осталось и остатков. "И дома Отца Моего не делайте домом торговли” (Ин. 2, 15-16). Немного от Христа, немного от сатаны, как это привыкли делать современные верующие. Слово Божие свидетельствует: "Рождённый от Бога побеждает мир” (1 Ин. 5, 4). В действительности же, мы видим обратное явление: мир побеждает верующих, и в своей жизни они ничем не отличаются от мирских! Этим обнаруживается их действительное состояние: они не пережили рождение от Бога, и поэтому у верующих отсутствует сила Христова побеждать мир.
Далее Ап. Павел открывает духовные условия, которые необходимо выполнить в жизни, чтобы Бог принял нас: "Выйдите из среды их и отделитесь, – говорит Господь, – и не прикасайтесь к нечистому, тогда (не раньше) Я приму вас и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями...” (2 Кор. 6, 17-18). Апостол Павел проводит резкую черту между духовными и мирскими, Божественным и сатанинским, светом и тьмою, Духом Христовым и духом сатаны, истинными верующими и мирскими верующими, поклонением в духе и истине и поклонением идолам. Апостол Павел открывает, что только тогда, когда мы внутренно духовно совершенно выйдем из мира и внутренно отделимся, Бог может принять нас и быть нам Отцом.
Оставаясь во внутреннем беспрерывном общении с миром, верующие теряют всё духовное, все обетования и перестают быть детьми нашего Небесного Отца. Эту истину нужно воспринять так глубоко, как только мы можем вместить, и со всей строгостью провести в жизнь. Всякая духовная истина, которая не проведена в действительности в нашей жизни, но которая схвачена только головой или чувствами, теряет свою ценность, и не имеет силы и духовного значения на нашем духовном пути (Иак. 1, 22).
Верующие оправдывают свою дружбу с миром необходимостью мирных отношений с внешними людьми и, что хуже всего, они называют эту дружбу с миром проявлением Христовой любви!.. "Неужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога? ” – спрашивает Ап. Иаков, разоблачая это духовное заблуждение, которое категорически идет вразрез со всем Словом Божиим. Как дети, которые не различают правой руки от левой, так и верующие, смешивают духовно совсем различные понятия.
Сохранение мирных отношений между людьми, т.е. недопущение вражды, ссоры, зависти – требуется от каждого христианина (2 Тим. 2, 23-26; Тит. 3, 2; Евр. 12, 14).
Христос дает нам Свой мир, и этот мир должен быть внутри нас. Только тогда мы сможем распространять истинный мир Христов вокруг себя ко всем людям, несмотря на то, враги они нам или друзья.
Верующие заменяют отсутствующий в них самих мир Христов внешним примирением и дружеским отношением к мирским людям, приспосабливаясь к их тону и, стараясь угодить их требованиям, они объединяются с мирским духом и теряют общение с Богом. "Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу” (Иак. 4, 4). Эту неопровержимую истину и нерушимый основной закон духовной жизни открывает верующим Ап. Иаков. "Старайтесь иметь мир со всеми”, – говорит Слово Божие, а дружбу с миром Святое Писание категорически запрещает, и велит "выйти, отделиться и не прикасаться” (2 Кор. 6, 17).
А поступают ли верующие так?
Прежде всего, они не выходят духовно из мира и по своему внутреннему состоянию полностью поглощены мирской жизнью, мирскими взглядами, убеждениями и мирским духом. Они действительно перестают грешить открытыми грехами: не выпивают, не курят, не посещают увеселительных мест и т.д. Одним словом, принимают на себя внешний вид благочестия, но в то же время сохраняют внутри себя самое тесное внутреннее общение с участниками мирских грехов. Особенно трудно верующим отделиться от мира своим внутренним состоянием, имея там родных. Но и здесь Христос ставит вопрос категорически и говорит: "Любящий родных больше, чем Меня, недостоин Меня” (Мф. 10, 3). И снова всё сосредотачивается к выбору между Христом и миром – к решению: внутренно встать на сторону Христа, полюбив Его больше всего, или на сторону мира.
Ясно, что верующие должны были сделать все эти решения в момент обращения. Но большой скорбью и ужасом наших дней есть то, что верующие, в лучшем случае, обращаются только от внешних грехов, и большинство из них умирают духовно, и идут обратно в мир, не сделав полного решения идти за Иисусом, т.е. они не переживают полного обращения. Сыновья Зеведеевы, оставивши лодку своего отца, последовали за Христом (Мк. 1, 20).
"Иди за Мною и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов” (Мф. 8, 22). Этими словами Христос не уступил просьбе Своего ученика. По человеческим понятиям, отказ Христа Своему ученику – похоронить отца, может показаться жестоким. Но Христос тут же дает Своим словам духовное объяснение: "Предоставь мёртвым (так определяет Христос состояние мирских людей, несмотря на то, что они физически живы) погребать своих мертвецов”. Христос открывает Своему ученику эту глубочайшую духовную тайну, что мирские люди и их мертвецы, которые отошли от физической жизни, духовно находятся в одинаковом состоянии смерти, так как в одних, так и в других, нет жизни духа: их конец один и тот же! Христос повелевает Своим ученикам отделиться от этих духовно-мёртвых, не прикасаться к ним, но идти за Ним по Его крестному пути отречения. Это духовное требование относится и к каждому из нас.
Другой ученик говорит: "Я пойду за Тобою, Господи, но прежде позволь мне проститься с домашними моими”. Этот ученик в искренней борьбе сам обещает идти за Иисусом, но тут же начинает торговаться, и открывает своё больное место. Он никак не может расстаться со своими родными, не может окончательно отречься от себя и внутренно колеблется. Этот ученик воображает в своей духовной слепоте, что стоит ему только обнять своих родных, раз поцеловать на прощание как следует, и только тогда он решительно отречется, и пойдет за Христом. Христос разоблачает эту ложь в духе, и говорит: "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия” (Лк. 9, 62). По другим переводам Библии открывается следующий духовный смысл: кто вступил на путь служения Господу, решил идти за Христом, и тогда ещё делает поворот в мир к прежним привязанностям и родственным связям, тот является негодным для Царствия Божия (по немецк. переводу). По французскому переводу: "Является осквернённым для Царствия Божия”. Эти понятия, дополняя друг друга, определяют очень точно состояние этих учеников Христа; в первоначальном тексте, как открывается внутренно, стояло именно такое выражение, которое освещало состояние этих учеников с нескольких сторон. По русскому переводу сказано: "Они не благонадёжны”. Это значит, на них нельзя положиться и им нельзя духовно доверять.
Апостол Иаков прямо и категорически заявляет, что человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (Иак. 1, 8). Это же самое выражает Христос другими словами: "Неверный в малом, неверен и во многом” (Лк. 16, 10). Более чем ясно, что ученики, которые не могут делать первое отречение, тем более они не смогут совершить и большее отречение. То есть они окажутся по своему внутреннему, духовному состоянию "не годными” для Царствия Божия: они не имеют решительности и верности Господу! С другой стороны, нарушив повеление Слова Божия, и прикасаясь к нечистому (2 Кор. 6, 17), они становятся и сами по своему внутреннему состоянию духовно нечистыми для Царствия Божия (2 Пет. 2, 20-22). С этой духовной нечистотой, которая возникает через приобщение к мирскому духу, верующие совсем не считаются. Верующие отошли от необходимости достигать чистоты во Христе так далеко, что потеряли даже понятие о чистоте внутреннего духовного состояния (1 Тим. 5, 22). Внутренно нечистое состояние – это обычное явление у большинства верующих. Напротив, Слово Божие категорически говорит, что "в Царство Божие не войдёт ничто нечистое...” (Отк. 21, 27). Верующие полностью игнорируют это требование Слова Божия, и касаться их внутреннего состояния строго воспрещается, пока они придерживаются вида внешнего благочестия. Если же кто осмелится разоблачить это больное место, эту гнойную язву верующих, тогда все верующие единодушно восстают против такого истинного ученика Христа и провозглашают его опасным лжеучителем, еретиком. Это свидетельствует о том, как далеки верующие от истины Слова Божия.
"Чистое и непорочное благочестие перед Богом и Отцом есть... хранить себя неосквернённым от мира” (Иак. 1, 27). Лк. 9, 57-62.
Согласно тексту Слова Божия, всё вышеизложенное открывает нам три типа учеников Христа. Первые – не останавливаются перед отречением, но увидев Христа, и узнав в Нём своего Спасителя, без всякой торговли сами оставляют даже своего отца и идут за Христом, не жалея своего прошлого, порвав все связи с миром и родственниками, они избирают "лучшую долю”. Это сыновья Зеведеевы! (Мк. 1, 19-20). Другие – раньше, чем идти за Христом, ссылаются на необходимость исполнить свой последний долг в миру, медлят и торгуются. Третьи – не могут прекратить внутренних связей с миром, их влечет обратно, а что именно – это духовно не имеет значения. Факт тот, что они никак не могут расстаться с миром! Они выдумывают самые благовидные предлоги и беспрекословные доказательства для того, чтобы сохранить свои связи с миром. Христос в этом случае не делал духовного анализа этого вопроса, как это было во втором случае, а сразу вскрывает подлинную причину, что они не хотят окончательно расстаться с миром. Он не даёт ввести Себя в заблуждение уверениями, обещаниями и горячими вспышками чувств этих учеников: "Я пойду за Тобою!” Несмотря на эти красивые слова, Христос обнаруживает их ложь в духе и признаёт этот тип учеников неблагонадёжным для Царствия Божия. Обязанность каждого из нас – испытать себя, к какому из этих трёх типов принадлежим мы? Необходимость внутреннего отречения от родственных связей с миром ради духовного пути доказана Словом Божиим. Верующие призваны хранить своё внутреннее состояние неосквернённым и независимым от мира. Имея в миру определённые обязанности перед своими родственниками, верующие должны это исполнять, но быть внутренно свободными в этом вопросе, и исполнять эти обязанности согласно тому, как открывается в данном случае воля Божия. Но своего внутреннего состояния во Христе они не должны делать мрачным и тяжёлым через общение, участие и порабощение себя миру. И ни в каком случае нельзя терять духовное из-за мирского или предавать духовное ради мира и плоти. Это уже прямое предательство Христа. Такие души не достигают духовное, они не достойны Христа (Лк. 14, 26) и они неблагонадёжны для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Так учит нас Слово Божие! Прекращая связь с миром, верующий должен сиять, как светило среди окружающего современного ужаса, и светить делами духовной жизни, сосредоточенной в Боге!
"Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16).
Но таково ли состояние верующих?
В реальной жизни замечаем, что верующие приобщаются к мирскому духу: разговаривают на мирские темы, заинтересованы мирской жизнью, читают мирскую литературу, принимают взгляды авторов мирской литературы, приноравливаются даже к мирской моде, окружают себя роскошью (1 Тим. 5, 11), удобствами и предметами украшения (1 Тим. 6, 8-10; 18-19). Будучи прельщёнными князем этого мира – сатаной, они чувствуют, мыслят, действуют и живут соответственно сатанинской тактике: закрывают глаза на дела беззакония и дела тьмы, покрывают зло, не обличают, не раскрывают, а дипломатично молчат ради личных целей. Результатом является полное помрачение духа и внутреннего состояния. Но верующие и в таком состоянии продолжают проповедовать Слово Божие. Они учат других истине, свету, любви... не желая видеть всего того страшного соблазна, который они порождают в окружающих своей личной жизнью, противоречащей Слову Божию. Апостол Павел строго повелевает: "Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” (Еф. 5, 11; Тит. 1, 13; 1 Тим. 5, 20; Иуды 23).
Раскрывать тьму есть действие света Христова (Лк. 8, 16). Главной причиной этого внутреннего смешивания и дружбы с миром является плотское тщеславие (Иак. 4, 16-17) – желание показать себя добрыми в глазах людей и не терять своего авторитета.
"Горе вам, – говорит Христос, – когда все люди будут говорить о вас хорошо!” (Лк. 6, 26). Это плотское тщеславие – считаться с мнением людей, многих отвращает от пути истины на ложный путь (1 Кор. 4, 3).
Верующие совсем не интересуются тем, что думает о них Бог, и как они стоят пред Господом; мнение людей для них настолько важно, что они идут на всякие духовные уступки, чтобы не потерять значимости в глазах людей, чтобы не уронить свой личный авторитет. Они меняют всё духовное на чечевичную похлёбку! (Быт. 25, 34; Евр. 12, 16-17). "Всё считаю за сор, чтобы приобрести Христа”, – говорит Ап. Павел. Такая позиция пусть станет основой и в нашей духовной жизни!
К вышеуказанным текстам можно привести ещё много других, которые доказывают, что верующие в своей внутренней духовной жизни должны держать себя отдельно, обособленно от мира, не приобщаясь и не прикасаясь к миру и к его сатанинскому духу, но в этой духовной обособленности быть светилами среди мирской тьмы (Фил. 2, 15). Верующие же проявляют противоположное: они не отделяются, а полностью проникнуты общением с мирскими, дают руководить себя их понятиями, взглядами и убеждениями и, таким образом, совсем теряют духовную строгость и верность Господу, удаляясь, всё дальше от общения с Христом.
В результате они окончательно потеряют в себе свет и Дух Христа, и станут всё больше похожими на мирских людей; они потеряют жизнь Духа... и светила их духа погаснут, отождествляясь с мирской тьмой (Прит. 13, 9). Да не забудем, что дракон к последнему времени увлечет хвостом своего учения, своей властью, своим сатанинским духом третью часть звёзд с неба (Отк. 12, 4). Этот процент ужасающий, и настало время опомниться, бодрствовать, "хранить себя неосквернёнными от мира”, чтобы не впасть в искушение, и не оказаться среди сброшенных с Неба на землю.
Я повторяю, главное зло состоит в том, что с самого раннего детства, прививают примирение с мирским духом и учат согласовываться с этим сатанинским духом, угождая и служа ему всей своей жизнью. Верующие родители наших дней, по плотскому тщеславию, допускают мирскому духу, нечистому духу касаться своих детей. Духовно это означает – принести своих детей в жертву мирскому богу-молоху. Совершив это страшное преступление пред Богом, верующие продолжают наставлять других в истине (Лев. 20, 2-5). Именно в этом полном, окончательном внутреннем отделении от мира и состоит самая большая, и основная трудность: жить святой жизнью во Христе. Не считаться с миром и мнениями людей есть первое требование духовной жизни. Отсюда следует, что надо быть готовым терпеть гонения и клевету со стороны мира ради истины Христовой. Мир хвалит и любит своё (Ин. 15, 19), "Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”, – предупреждает нас Слово Божие (Деян. 14, 22; Фил. 3, 10; 2 Тим. 3, 12). Но "блаженны изгнанные за правду, – говорит Христос, – ибо велика награда их на небесах”.
Духовное зрение у верующих настолько отупело и закрылось, что вместо того, чтобы раскрыть мирской дух, как зло и тьму, они не считают для себя преступлением предаваться мирским развлечениям и потехам, воспоминаниям своего прошлого (Ис. 43, 18*), предаваться мирским расчётам и заботам о настоящем и будущем, строя, как и мирские люди, различные планы жизни. Всё это делают люди этого мира, а Слово Божие это строго запрещает (Рим. 8, 7-8). Слово Божие повелевает: пленять всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 5), и помышлять о горнем (Кол. 3, 2), т.е. о духовном, о Божьем, о небесном. К стыду и позору современных верующих, вся эта внутренняя борьба, все усилия, которые открывает Слово Божие против мирского духа во всех его проявлениях: в мыслях, в чувствах, в воле и т.д., со стороны верующих совсем оставлены. В этом смысле велики достижения святых, которые вышедши из православной церкви, удалились от людей и предались в отшельничестве духовному подвижничеству, с целью пленить в себе всё мирское и сосредоточиться на горнем! Не должны ли и мы, как последователи Христа, тем более начать такую борьбу в себе, и победив и отвергнув силою Христа всё мирское, всё, от чего пахнет сатанизмом и толкает нас в полную тьму, в духовную смерть, войти в духовную жизнь через Христа.
Если мы духовно слепы и не различаем больше духовного от мирского, тогда нужно просить Христа и Духа Святого сделать это разделение внутри нас. "Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4, 12).
"Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” (Мф. 16, 23). Этими словами Христос обращается к Петру, когда тот, восприняв чисто мирское заключение о жалости к себе, советует и Христу пожалеть Себя (Мф. 16, 22).
Христос не видел и не отметил в этом выражении Своего ученика ни любви, ни милости, ни верности, ни истинного сочувствия, потому что эта мысль и жалость пришли Петру от сатаны, противодействуя воле Божией и разрушая весь Божественный план спасения, соблазняя со стороны человеческой слабости отдать всё духовное, и уступить проявлению мирского, сатанинского духа. Только одного колебания в сторону этого сатанинского искушения – помилуй Себя, – было бы достаточно, чтобы разрушить дело искупления, весь Божественный план и дать сатане полную победу. Ясно, что под видом мирского, плотского характера доброты и любви сатана предлагает своё и домогается своей цели – погибели душ. Верующие же оказываются, как и Петр, игрушками в его руках. Этот случай показывает, как мы должны бодрствовать и стоять на страже! С другой стороны, этот факт открывает особенно ярко, что у верующих эти, так называемые "мелочи и пустяки”, из которых в то же время сплетается вся их духовная жизнь, серьёзны и опасны на духовном пути. Эти постоянные колебания, сомнения, потери духовного и уклонения в сторону мира – есть прямое предательство пути Христова. Не упорствуя надо придти к сознанию, что этот ряд компромиссов между духовным и мирским окончательно губит корни духовной жизни.
Христос Своим выражением: "Отойди от Меня, сатана!” – через Петра обращается непосредственно к сатане; не жалея самолюбия Петра, вскрывает пред всеми, что, собственно, скрывается за этим, как будто ничего не значащим фактом: гибель всего человечества и разрушение миссии Христа.
И через кого сатана домогается этого, через неверующего и мирского человека? – Нет! Через Петра, о ком Сам Христос свидетельствует: "На сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16, 18). Христос разоблачает пред всеми это наглое приставание. Я думаю, что ученики Христа вздрогнули и устрашились того, как ловко и коварно сатана овладел мыслями Петра, и как легко и незаметно сатана подлизывается к верующим. Верующие же нашего времени ставят себя выше Петра и вне возможности оказаться в этой опасности, вместо того, чтобы взять из этого примера самое серьёзное предостережение для себя!
Также и в настоящее время мирская жалость к себе или к другим может уничтожить сразу все достижения верующей души и лишить её всех обетований. Так, например, старшие верующие, дрожа за свой авторитет, требуют от других, чтобы они покрывали их слабости и немощи, а также и сами покрывают преступления и грехи младших, называя это любовью, помилованием и милостью... Духовная любовь и сострадание к душам, как проявление Божественной любви, заключается как раз в противоположных духовных действиях. Нужно со всей строгостью Духа вывести всё зло, как хирург безжалостно вскрывает нагноение, чтобы предотвратить общее заражение крови, и потом помочь внутренней любовью и истинным, глубоким страданием в духе выстрадать язвы этой души и вывести её из заблуждения, тьмы и зла во свет, в свободу и радость Христову!
(продолжение следует)