Четвертая речь Саду Сундар Сингха, Произнесенная в ЧАСОВНЕ МАРТЕРЭ, 9 МАРТА 1922 г. В притче о виноградаре (Мф. 21, 28-41) рассказывается об отце, который, подошедши к своему сыну, сказал: “Сын, пойди сегодня работать в винограднике моем”. Отец не сказал: “Пойди, приготовься, чтобы начать работу в винограднике моем”; он послал его сразу же работать. Ему нужны верные и преданные работники. В наших семинариях и академиях слишком долго готовятся теоретически. Научиться плавать нельзя по руководству. Надо, чтобы нас бросили в воду, и тогда только из собственной практики вы поймете, что значит плавать. Недостаточно лишь словами говорить о Христе, надо Его Самого иметь в сердце. Один такой теоретик-благовестник спросил меня: “Зачем нужно посредничество Христа? Ведь в притче о блудном сыне отец сам идет навстречу и принимает грешника”. Очевидно, он хотел использовать эту притчу, чтобы ею доказать ненужность искупительной Жертвы Христа. Притча же эта совсем для другой цели приведена, а именно, чтобы показать великую радость на Небе по поводу каждого обращенного грешника. В ней отец лично сам идет навстречу, потому что блудный сын не чужой ему человек, а член его семьи. Таким же Отцом, встречающим грешника, является для нас Христос. Старание пристегнуть к этой притче новый догмат есть плод опасного и недобросовестного мудрствования. Вместо того, чтобы брать Евангелие, как пищу духовную, такие книжники стараются его анализировать. Одному из них, постоянно все критиковавшему, я привел в пример химика, делавшего анализ молока. В то время как химик разложил молоко на составные части, и молоко, как пища, перестало существовать, тут же рядом девочка пила из чашки молоко, не думая ни о каком анализе. И я сказал ему: “Если хотите, чтобы Евангелие было вашей духовной пищей, поступайте, как эта девочка с молоком, питайтесь им, не анализируя!” Я очень благодарен западным миссионерам за то, что они сделали для индусов. Некоторые из этих благовестников воистину были большим благословением для язычников, но были и такие, которые только оттолкнули многих от Христа. Тот, кто знает Христа лишь по книгам, тот не может быть миссионером. Он принесет больше вреда, чем пользы. Дайте нам лучше одного, но действительно познавшего Христа всем сердцем, чем сто не возрожденных ученых богословов-теоретиков”. Наши братья просят: “Дайте нам жизнь, и только жизнь! Не надо нам теорий и человеческих рассуждений!” Нас всех, верующих детей Божиих, во всем мире, объединяет Христос, и я счастлив чувствовать себя здесь, как в родной семье! Аминь. Когда Саду окончил речь и сел, профессор Шаванн задал ему вопрос: “Хотя Саду выразился не очень одобрительно о богословах, было бы крайне интересно знать, как он смотрит на изучение истории христианства, на знакомство с трудами таких великих людей, как, например, Франциск Ассизский, Фома Кемпийский, которых он, наверное, читал?” Ответ Саду: “Истина одна. Она только различно освещается разными людьми, смотря по их разумению. Будь это святые прежних веков, будь это христиане Запада или Востока, поскольку они свидетельствуют о самой жизни, о Христе, они находятся в истине и идут, хотя и внешне различными путями, но к общей цели. Я читал и Фому Кемпийского, и Франциска Ассизского, и они мне много дали, но, конечно, личный опыт дал неизмеримо больше – живое общение с Богом. В семинарии от теоретического изучения я мало получил. Надо, чтобы у нас голова работала вместе с сердцем, только тогда получится гармония. Изучая единую истину, мы можем учиться и у братьев Запада, и у братьев Востока. Я был в Америке и Англии, говорил там со святыми людьми и многому от них научился. Но я говорил там и со студентами-богословами, среди которых нередко наблюдается следующее явление: они вдруг охладевают и бросают факультет. Я спросил некоторых из них о причине этого. Они объяснили это тем, что в них теория начала забивать жизнь. И они предпочли уйти”. Затем г-н Бюньон спросил: “Каким путем найти Бога тем, кто не приобрел еще Живого Христа, но хотел бы Его иметь в себе всеми силами души?” Саду ответил: “Я знаю путь один, который Сам Христос нам указал: это молитва. Бог устрояет все гораздо проще, чем мы это думаем. Люди все любят усложнять, а Он действует самым прямым и простым путем. Надо обратиться непосредственно к Самому Христу, совершившему наше искупление, и вы будете спасены”. Были еще два вопроса: 1) Как узнавать в повседневной жизни волю Христа? и 2) Как освободиться от греха? Саду ответил: “ Христос открывается людям путем молитвы и тогда, исполняя Его волю, мы всё больше с Ним сближаемся и научаемся всё внимательнее прислушиваться к Его голосу в нас. Это можно на опыте узнать; объяснить это очень трудно, так как это чисто личное переживание. На второй вопрос мне не приходится много отвечать, так как кто имеет в сердце Христа, тому не трудно побеждать грех”. Еще был задан вопрос: “Так как Саду нам много рассказывал о страданиях за Христа, то не может ли он также сказать, не были ли его прежние (до обращения) страдания полезны для души? Не повлияли ли они на его обращение?” Саду ответил: «Хотя я рассказывал вам о моих страданиях в тюрьме, гонениях и употреблял, за неимением других, это слово, но я должен сказать, что слово “страдание” совсем не передает того душевного состояния, которое я тогда переживал. Страдать за Христа – это нечто особенное. Это значит – переживать высшую радость, какая только доступна людям на земле. Это состояние иначе нельзя назвать, как “Небо на земле”. Когда мне в тюрьме по два дня не давали пищу, я был более счастлив, чем когда получал иногда на воле вкусные блюда, потому что при всех внешних лишениях я сильнее чувствовал присутствие Христа. Я никогда не боялся страданий за Христа и очень часто возвращался в прежнее место, где меня преследовали. Никто из людей не заставлял меня делать этого, я шел по доброй воле, потому что страдание за Христа не есть страдание, а высшая радость. До обращения я, действительно, страдал. Вот это был ад! Я томился от пустоты жизни и не имел ни минуты покоя, я читал до поздней ночи индусские книги, ища в них ответа. Отец, бывало, говорил мне: “Ты себе губишь глаза! Зачем тебе, такому юному, мучиться всеми этими вопросами?” Но я с болью в сердце искал истину, и я нашел её во Христе». Г-н Секретан задал следующий вопрос: “Восточные христиане, служа Христу, могут делаться мучениками и испытывать от этого высшую радость, но что же делать нам, не могущим идти на пытки и смерть за Христа? Не является ли для нас такой же духовной радостью жизнь в заботах о бедных, о больных, которым посвящают свою жизнь сестры милосердия и другие труженики?” Саду ответил: «Умереть за Христа легче, чем жить каждый день для Христа. На днях я узнал, что одного моего друга, проповедника, убили язычники. Но это не значит, что он умер. Я знаю, что он перешел в новую, высшую жизнь. Истинный христианин не умирает, а умирает только его тело. Если вы когда-нибудь, может быть, скоро, услышите то же обо мне, то не горюйте, а порадуйтесь за меня. Не думайте, однако, что я намеренно ищу мученичества; я только без всякого страха об этом думаю. Но я предпочитаю жить для Христа, чтобы как можно дольше свидетельствовать о Нем. Работать ежедневно для Иисуса Христа – это значит, умирать ежедневно для себя и для греха. Тогда в нас каждый день умирает наш эгоизм, наше ветхое “я”. Это не легко, но с помощью Христа дети Божии могут достигать этого каждый день. Еще раз скажу вам: я никакого нового вероучения не принес. Я только свидетель Живого Христа перед вами. Да будет Его мир в ваших сердцах! Аминь!» |