Предисловие к проповедям Сундар Сингха Для тех, кто ничего не читал и не слышал о Саду Сундар Синге, его приезд в Европу ничего не говорил. Многие не пошли на его проповедь и не думали, что он представляет собой что-нибудь особенное. “Мы полагали, что это просто один из многих проповедников”, – приходилось слышать потом от людей, которые вообще не ходят слушать проповедников, довольствуясь тем, что они «христиане», но которым именно полезно было бы услышать правду из уст Сундар Синга. Те же, которые пошли на одно или на все собрания, где говорил Саду, были поражены именно тем, до чего он не походил на других людей и даже на проповедников вообще. Раз, увидав его, нельзя забыть того ореола спокойствия и святости, который как бы исходил от него. В нем ясно чувствовался человек не от мира сего – ученик Христа, апостол. О нем можно сказать: “Вот человек, в котором ни на волос нет ни рисовки, ни ложного пафоса, ни личных горделивых мыслей”. Еще сравнительно молодой, он за свое шестнадцатилетнее служение Христу, научился подниматься над обычными человеческими мыслями. Пока он стоит и молчит, – это само спокойствие и скромность. Когда же начинает говорить, – это огонь, прожигающий души и выжигающий из них все больные и греховные места. Его голос – звучный, его жесты – искренние и правдивые, его слова – сильные и убедительные. Все в нем показывает человека, обладающего особенной духовной силой, – “власть имеющего”. А по окончании слова, когда он, застенчиво улыбаясь, подает руку подходящим людям – это сама кротость и лучистая доброта. Не безынтересно привести страничку из его биографии, чтобы лучше понять, как стал он таким, столь редким по духовной красоте. Нет никакого сомнения, что этот избранник Божий черпал свою огромную силу в общении со Христом. Но до шестнадцати лет, пока он не знал Христа, громадную роль в его жизни сыграла его замечательная мать. Женщина богатая, из аристократического рода, она обладала в то же время превосходным характером. Свою кротость, искренность и доброту она передала и сыну. Она брала всюду с собой своего маленького семилетнего Сундара: и когда она шла в храм делать приношения фруктов, сластей и цветов, и когда вела религиозные беседы с индусскими мудрецами, и когда шла в пустыню к святому «Саду» искать у него утешения и душевного мира. “Не будь, Сундар, как твои старшие братья, светским и пустым! Ищи, прежде всего, мира душевного и настоящего благочестия. О, если бы ты когда-нибудь сделался святым – Саду!” Эти слова матери навсегда остались в его сердце. Необыкновенно одаренный мальчик, он прекрасно учился, и уже с семи лет наизусть знал «священные» книги на санскритском языке. Четырнадцати лет он потерял свою горячо любимую мать и ужасно страдал от этой утраты. Как индус-фанатик, преданный своей религии, он ненавидел христианство. В христианской школе, на уроках Библии он занимался прениями, задавал самые лукавые вопросы миссионерам, высмеивая их, и раз при всём классе разорвал Евангелие и бросил его в огонь. А ночью, когда все в доме спали, он сравнивал индусские священные книги с Евангелием, останавливался над словами Христа и, устремив свой взор вдаль, задумывался над личностью Христа и Его необыкновенной жизнью. И вот, по воле Божией, из юного гонителя получился ревностный апостол Индии, который несколько раз обошел весь Тибет, Гималаи, Индию, босой, без всяких средств. Он побывал так же в Америке, Австралии, Палестине, наконец, в Швейцарии, Англии и остальной Европе, не имея ни одного дня отдыха, всю душу отдавая Христу, горячо призывая ко Христу всех равнодушных и неверующих. Говорят, он собирается в Финляндию и Россию. Да поможет ему Христос совершить это великий дело! Его приезд в Россию мог бы оказать огромное влияние на бедные, измученные души. Слова его просты, проповедь его не из книги, а из самой жизни, и потому она глубоко западает в душу. Саду говорит, что его постоянное живое общение со Христом есть результат молитвы, и что это есть тайна, которую каждый должен постигнуть своим личным опытом. Саду постоянно жил среди природы, и она для него живой книгой; поэтому его язык очень образный. Один раз кто-то его спросил: “Почему мы должны постоянно молиться, раз мы уже христиане?” Он ответил сравнением: “Когда мне пришлось плыть на пароходе, я видел, как рыбы время от времени выскакивали из воды на воздух, чтобы вдохнуть полнее свежего воздуха, хотя они могут дышать и в воде. Так и человеку необходимо, казалось бы, может жить и в суете, но время от времени ему необходимо набирать в молитве, в другой сфере, свежего, чистого воздуха для души. По поводу земных благ Саду привёл следующее сравнение. “Однажды в Индии, когда я лежал на лугу среди дивных цветов и загляделся на них, ко мне подошёл человек и сказал: “Лучше уйдите отсюда; здесь уже многие погибли, любуясь этими цветами”. “Разве они ядовиты?” – спросил я. “Нет, но они так чарующе красивы, что люди из-за них забывают голод и жажду, и обессиленные засыпают среди них, становясь безвольными, и больше не просыпаются”. Разве не то же бывает и с земными благами? Конечно, они сами по себе не ядовиты. Но как многие из-за их красоты забывают и голод, и жажду духовную и становятся безвольными и погибают! Если же душа обновляется Духом Божьим и бодрствует в молитве, земные блага не могут причинить ей никакого вреда, и никакой подарок не сделается для нас дороже Того, Кто нам его дарит”. По поводу сомнений и неверия Сундар Синг привёл такой пример: “Человек, который изнывает от своих сомнений и мучится от неверия, напоминает мне одного индуса, которого мы с моим другом встретили один раз на пути. У бедного индуса была сломана рука, и он кричал: “Избавьте меня от этих страшных страданий!” Мой друг, который был доктором, сказал ему, что сначала надо сломанные кости поставить на место, а потом и страдания пройдут. Так и с сомнениями и неверием, – человеку надо раньше придти к Богу и найти живое общение с Ним, и тогда сомнения рассеются”. “Мне стоило большого труда объяснить индусу-южанину, что на севере, в Тибете вода замерзает так, что по ней можно ходить. Он слушал, но никак не мог поверить. Так и люди, которые сами не испытали в сердце мира и радости Христа, не верят только потому, что они этого еще не пережили”. Один раз Сундар Синг рассказывал, как ему представляются наши молитвы, доходящие до Бога. “Когда я плыл по океану, от сильной жары поднялись испарения, образовался туман, потом облака, и полил дождь. Я подставил руки и попробовал капли на вкус, – они были пресными. Солнечное тепло не взяло морских солей, но испарило только чистую воду. Этот пример мне уяснил, как Бог принимает наши молитвы, очищая и освобождая их от всей земной пыли, от всех мирских пустяков, которые в них вплетаются”. Во время мировой войны, когда разговор зашёл о тяжком испытании веры, Саду задумавшись, сказал: “Ещё более трудные времена пройдут над Европой. Бог любит людей, но люди, когда им хорошо живется, забывают о Боге и о молитве, а это для них духовная смерть. Новорожденных детей опускают в воду, их шлепают, чтобы они начали плакать и научились дышать. Богу же приходится учить людей молитве через земное горе”. Один друг Сундара Синга спросил его, неужели у него не появляется гордость оттого, что десятки тысяч людей стекаются слушать его. Синг ответил: “Когда Христос входил в Иерусалим, люди постилали свои одежды и пальмовые ветви на Его пути. Иисус сидел на осле, и ноги Его не касались цветов, рассыпанных в честь Него. По ним ступал осел. Но было бы смешно, если бы осел вообразил, что это в честь его так украшен путь. Так же глупо было бы гордиться и людям, несущим весть Христову, ибо честь, оказываемая им, принадлежит лишь Христу”. И этот мученик за Христа, носящий на теле раны от пыток, этот мудрый и кроткий апостол просит нас об одного, как и Апостол Павел: “Духа не угашайте!” Во всех своих речах он просит, чтобы люди ежедневным общением со Христом дали разгореться той искре Божьей, которая есть в каждом из нас. |